Хоровые премьеры Московской осени

Хоровые премьеры Московской осени
XXXX Международного фестиваля современной музыки
«Московская осень – 2018»

 

afisha_2018-11-19ЭСТАФЕТА ПОКОЛЕНИЙ

Текст: Евгения Кривицкая, доктор искусствоведения, профессор

Камерный хор Московской консерватории представляет в рамках фестиваля «Московская осень» разноплановую программу современной музыки. «Традиционно в формировании репертуарного листа играет роль ряд аспектов, – комментирует художественный руководитель коллектива, профессор Александр Соловьёв. – Сочинения объединяют сквозные темы – духовная музыка, образы природы, тема России. Как всегда знакомим слушателей с премьерами партитур, сочиненных специально для нас». Среди них: Хоровой диптих «Стремись вперёд!» и «Лети» для хора, солистов, фортепиано и органа А.Клевицкого, Метафоры по «Крейцеровой сонате» Льва Толстого для фортепиано и хора Т.Шахиди, «Весна» на стихи Е.Баратынского Е.Подгайца, «Апрель» для смешанного хора и электроники Т.Чудовой, «Колыбельная» для струнного квартета и хора С.Мовчана.

Кроме мировых премьер, перечисленных выше, будут впервые исполнены в Москве фрагменты из Концерта для смешанного хора «Давайте поклоняться доброте» Я.Дубравина, фантазия «Ночные картинки» для смешанного хора, альта, саксофона, бас гитары и ударных Ю.Шерлинга и другие.

Обращает внимание разнообразие составов: хор оказывается удобным партнером в инструментальных ансамблях, рождая интересную звуковую палитру.

Список новых сочинений оказался внушительным, что свидетельствует о высоком качестве исполнительского мастерства Александра Соловьёва и его хора, вдохновляющих композиторов на новые свершения. Важен и тот факт, что Камерный хор не только «дает путевку в жизнь» современным произведениям, но и часто по несколько раз включает их в свои многочисленные выступления, вводя в орбиту концертной практики. Напомним, что сейчас А.Соловьёв стал инициатором уникального проекта, поддержанного Союзом композиторов России и фирмой «Мелодия». Речь идет о выпуске Антологии современной хоровой музыки композиторов России, первый диск которой уже увидел свет. И ряд успешных опусов, прозвучавших в разные годы на фестивалях «Московская осень», уже изданы, а другие ждут следующих выпусков.

2017 год оказался особенно плодотворен и ценен творческим сотрудничеством с «крёстным отцом» Камерного хора – Р.К.Щедриным, написавшим накануне своего 85-летия новый хоровой цикл – «Русские пословицы», который и посвятил коллективу во главе с А.Соловьёвым. Два хора a cappella органично продолжающие линию его творчества, связанную с философским осмыслением русского фольклора (не только музыкального, но и литературного).

В концерте прозвучат сочинения юбиляров 2018-го года – фрагмент из кантаты «Страсти по корриде» Лоры Квинт и оригинальная аранжировка популярной песни «Марьюшка» Владимира Высоцкого для солиста, хора, рояля и органа.

Давние творческие партнёры Камерного хора – Ансамбль солистов «Студия новой музыки» отметил 25-летие творческой деятельности концертом в Большом зале консерватории, на котором прозвучала партитура Лучано Берио «Крики Лондона» (дирижёр – Тарас Ясенков). Несколько редко исполняемых частей будут представлены и в концерте «Хоровые премьеры».

Широкий диапазон от сложнейших по языку опусов до демократичных песенных жанров демонстрирует универсализм Камерного хора Московской консерватории и широту художественных взглядов Маэстро Соловьёва. За последние годы благодаря его внимательному профессиональному попечению «боевое крещение» в качестве дирижёров Камерного хора получило немало талантливых молодых музыкантов: презентациях наиболее ярких из них состоится в этой программе. Такая «битва дирижеров» – в духе времени, требующего зрелищности, элементов состязания. Можно в этом усмотреть и иное: потребность продолжить эстафету поколений, заложенную основателем Камерного хора профессором Б.Г.Тевлиным. Именно этим объясняется и включение номеров Детского хора «Преображения» Союза композиторов России. Совсем юные музыканты выйдут на знаменитую сцену Малого зала консерватории, чтобы почувствовать – каково это быть рядом с мастерами, понять высоту планки, к которой нужно тянуться в искусстве.