Издание диска «Дорогами Высоцкого»

Издание диска «Дорогами Высоцкого»

 

dorogami-vysotskogo-disk В основу альбома легла программа «Дорогами Высоцкого», прозвучавшая впервые 9 мая 2018 года в рамках Международного открытого фестиваля искусств «Дню победы посвящается…» в Малом зале Московской консерватории и представляющая неординарный взгляд на наследие легендарного артиста. Владимир Высоцкий оказался вписан в академическое концертное пространство – то, которое при жизни отторгало его. Но теперь, с высоты прошедших лет, в этих песнях открылись многие смыслы и «высокие» интонации, вводящие эти композиции в круг классики.

Абсолютно новым подходом стало исполнение ряда песен в сопровождении органа – звучание этого инструмента высветило их лирическую природу и подчеркнуло их вневременную философию и ценность. Органный аккомпанемент создал необычный, почти сакральный контекст, усиленный ещё и тем, что в качестве интермедий в некоторые песни («Баллада о борьбе», «Баллада о времени») включены фрагменты из органных произведений И.С. Баха.

Также новой краской стали хоровые аранжировки песен Высоцкого: в некоторых случаях хор заменил сольный голос («Солдаты группы “Центр”»), в других («Баллада о времени», «Песня Марьи», «Здесь лапы у елей дрожат на ветру») – создал «оркестровый» фон, усилив экспрессию содержания. Соавторы программы – художественный руководитель Камерного хора Московской консерватории, дирижёр Александр Соловьёв, органистка Евгения Кривицкая и актёр, режиссёр Никита Высоцкий – выбрали стихи и песни, прежде всего посвященные теме войны, которая занимает одно из центральных мест в наследии В. Высоцкого.

dorogami-vysotskogo_01 Хотя общеизвестно, что сам артист никогда на войне не был (на момент окончания Великой Отечественной войны Высоцкому было всего 7 лет), но он сумел настолько проникнуться психологией солдата, пережившего все ужасы и тяготы военного времени, словно сам прошёл через подобные испытания. По словам Н.Р. Малиновской, дочери выдающегося советского маршала, одна из причин - «генетическая: отец Владимира Высоцкого Семён Владимирович воевал с первого дня Великой Отечественной и кончил войну полковником. Он – участник обороны Москвы и освобождения Донбасса, освобождения Львова и Праги, взятия Берлина. А после войны Семён Владимирович служил в наших войсках, расквартированных в Германии, – и вместе с ним и его женой Евгенией Степановной там жил Володя. Круг друзей отца и дяди Алексея Владимировича Высоцкого, одного из самых значимых людей для поэта, да и вообще атмосфера первых послевоенных лет, пронизанная памятью о пережитом страной, о погибших, о военных дорогах, победах и потерях, – вот что вылепило душу поэта. А ещё – военные песни, которыми в те годы кончалось любое застолье и каждая встреча однополчан. Они стали камертоном песен Высоцкого о войне. Несколько песен он посвятил фронтовым друзьям своего отца и дяди».

dorogami-vysotskogo_02 Яркая метафоричность и образность языка, исполнение песен «от первого лица» создавали у слушателей полную иллюзию того, что Высоцкий пел об опыте собственной жизни — хотя подавляющая часть сюжетов песен была либо целиком и полностью придумана автором, либо основана на рассказах других людей.

Вехой в биографии Высоцкого стал спектакль «Павшие и живые» в театре на Таганке, где он говорил от имени поэтов-фронтовиков. «Это спектакль о жизни и смерти, о том, как мало отпущено человеку времени, — комментировал В. Высоцкий. — И почему-то первыми всегда уходят лучшие; спектакль о собственной причастности к событиям, о которых речь, о собственных невозвратимых потерях и незаживших ранах; спектакль о жертвах, которые приносились людьми сознательно, во исполнение высочайшего долга…» Причина, по которой Высоцкий написал такое количество военных песен, как считают некоторые исследователи его творчества, «состояла в том, что именно война, боевая обстановка, позволяла ему исследовать его любимую тему “человека в критической ситуации”. В военных песнях выкристаллизовывались человеческие качества, которые он уважал больше всего: мужество, дружба, надёжность, человеческое достоинство. А бок о бок с ними — трусость, злоба, предательство». Важной составляющей проекта стало участие Никиты Высоцкого – продолжателя актёрской династии, директора Дома-музея В.С. Высоцкого. Обладатель удивительно похожего по тембру голоса, он нашёл свой стиль и тон в интерпретации стихов и песен своего отца, и присутствие Никиты Владимировича оказалось символической связующей нитью между публикой и автором.

dorogami-vysotskogo_03 Никита Высоцкий в одном из интервью так сформулировал концепцию подобных мемориальных акций: «Сейчас наступило время таких проектов. Возникает ощущение единения не просто поклонников Высоцкого, а единение времени нашего и времени, когда происходили эти концерты. У людей, которые родились в 90-х годах, просыпается интерес к этому времени. Им можно рассказать о том, какое огромное количество людей жило и дышало искусством, культурой... Если этого сейчас не сделать, нынешнее поколение не дополучит, а значит, потом и следующие тоже не получат. Подобный разрыв времён уже был — в 1917 году, и мы до сих пор пожинаем плоды. Высоцкий в этом смысле универсален как то, что объединяет и соединяет. Он — это такая объективная реальность: всегда можно включить и послушать».

И арки-скрепы между Высоцким и нашим временем нашлись: ими стали хоровые вокализы, созданные современными композиторами — Владиславом Агафонниковым, Кузьмой Бодровым, Сергеем Екимовым, также сочинившим специально для этой программы Вокальный триптих на тексты Высоцкого.

Благодаря вокализам все номера выстраиваются в единый сюжет о войне, о самопожертвовании во имя высокой цели, о любви и дружбе… Авторы программы смогли передать в этой композиции ощущение «дрожи в руках» от соприкосновения с пронзительными песнями и стихами Владимира Высоцкого.

Евгения Кривицкая, доктор искусствоведения, профессор