Алексею Рыбникову – 75!

Алексею Рыбникову – 75!

 

Личный взгляд на юбиляра…

rybnikov-solovievС творчеством Алексея Львовича Рыбникова судьба меня щедро и неоднократно сводила, начиная с 1999 года, когда я, только придя в театр «Ленком», стал свидетелем 700-го представления легендарной рок-оперы «Юнона и Авось» на слова Андрея Вознесенского… Спектакль Марка Захарова произвёл на меня завораживающе-восхищённое впечатление и уже со следующего показа шёл отсчёт личного соприкосновения с этим удивительным сплавом музыки, поэзии, режиссуры и магического попадания в резонанс нерва времени. Мне довелось несколько сотен представлений быть певчим вокального ансамбля, а впоследствии и дирижёром спектакля – пусть и эпизодической, но всё же драматической театральной роли, где твой персонаж не только дирижирует и, вскоре сражённый выстрелом, погибает, а затем каким-то невероятным режиссёрским замыслом воскресает в первоначальном образе в финальной «Аллилуйе!». Довелось поучаствовать и в записи видеоверсии «спектакля века», общаться с исполнителем заглавной роли графа Рязанова Николаем Караченцовым, «рвавшего жилы» и вместе с тем необыкновенно романтичного и лиричного в сольных ариях «Юноны» на музыку Рыбникова; в течение одного из сезонов стать свидетелем репетиционного процесса «Литургии оглашенных» уже в Театре самого Алексея Львовича…

Позднее, будучи хормейстером Госхора имени А.В.Свешникова и помощником его художественного руководителя профессора Б.Г.Тевлина, разучивал хоровую партитуру масштабнейшей работы Рыбникова-симфониста – Симфонии №5 «Воскрешение мёртвых», исполнение которой состоялось в Колонном зале на фестивале Симфонических оркестров мира. Горд тем, что Opensoundorchestra во главе со своим лидером и солистом Станиславом Малышевым доверили мне исполнить версию опуса Рыбникова, датированного 1967 годом – «Концертино для скрипки с оркестром» в Большом зале консерватории на фестивале «Рождённые России».

Успешны и универсальны грани таланта Алексея Львовича не только как композитора-творца, но и в большой созидательной деятельности в качестве Председателя совета Союза композиторов России, где с его приходом заметно активизировалась жизнь – стало проводится большое число ярких мероприятий, в том числе инициированы многочисленные конкурсы для композиторов, выявляющие молодых талантов. Один из подобных конкурсов – «Крейцерова соната», организованный Союзом композиторов России совместно с Фондом развития творческих инициатив, был поддержан А.Л.Рыбниковым своим председательством в жюри. В основе композиторского состязания – идея о взаимопроникновения музыки и слова на сюжеты Л.Н. Толстого… и это не случайно, ибо Рыбников – автор оперы «Живые картины времён Александра I и Наполеона Бонапарта по роману графа Льва Толстого „Война и мир“».

В день славного юбилея Мастера хочется пожелать Алексею Львовичу МНОГАЯ И БЛАГАЯ ЛЕТА доброго здоровья, бодрого и солнечного настроения, реализации множества задуманных проектов и непременно аншлаговых премьер его всегда ожидаемых новых опусов!

профессор Александр Соловьёв