Антология современной хоровой музыки композиторов России, том 1

Антология современной хоровой музыки композиторов России, том 1

 

anthology-of-contemporary-choral-music-by-russian-composers-1_poster Фирма «Мелодия» и Московская государственная консерватория имени П.И. Чайковского при поддержке Всероссийской общественной организации «Союз композиторов России» представляют первый выпуск нового масштабного проекта – «Антология современной хоровой музыки композиторов России». Амбициозная идея – запечатлеть в звуках многообразие тенденций и трендов, существующих в композиторском творчестве – была воплощена Камерным хором Московской консерватории и его художественным руководителем, лауреатом Премии Москвы, профессором Александром Соловьёвым, ставшим инициатором проекта.

Камерный хор, созданный в 1994 году выдающимся хормейстером современности профессором Б.Г. Тевлиным, стал своего рода полигоном для внедрения в концертную практику новых сочинений наших современников.

В первый диск «Антологии современной хоровой музыки композиторов России» вошли духовные и светские произведения московских композиторов разных поколений – Родиона Щедрина, Романа Леденёва, Владислава Агафонникова, Валерия Кикты, Ширвани Чалаева, Ефрема Подгайца, Александра Чайковского, Александра Клевицкого, Кузьмы Бодрова и других, а также сочинение таджикского композитора Толибхона Шахиди. Собрание отражает главные творческие установки Александра Соловьёва, стремящегося к стилевой универсальности и жанровой контрастности партитур. В записях участвуют пианистка Екатерина Мечетина, органистка Евгения Кривицкая и другие известные московские музыканты.

«Антология» представлена в формате «live», передающим «дыхание зала» и неповторимое энергетическое напряжение исполнителей, концентрирующихся на максимально высокий результат «здесь и сейчас».

СОДЕРЖАНИЕ

1. Владислав Агафонников. Кант к 150-летию Московской консерватории (сл. А. Пушкина)  2:56
2-3. Родион Щедрин. Русские народные пословицы (Посвящается Александру Соловьёву и Камерному хору Московской консерватории)
      «Сладок будешь – расклюют…»  2:02
      «Богу не грешен, царю не виноват…»  4:23
4-5. Ширвани Чалаев. Из цикла «Посвящение» (сл. М. Лермонтова)
      № 6 «Молитва»  2:34
      № 7 «Из Гёте. Горные вершины»  2:44
6. Ефрем Подгайц. «Утешься, душа моя…» (сл. Г. Фальковича, пер. с укр. Д. Подгайца)  3:25
7. Валерий Кикта. «Грезы Андрея Рублева»  3:36
8. Олеся Евстратова. Молитва (сл. К. Р.)  4:08
9. Сергей Екимов. Кондак из Акафиста Святому Великому Благоверному князю Александру Невскому  5:59
10. Роман Леденёв. «Осень пришла» (сл. А. Плещеева) (Посвящается Андрею Андреевичу Золотову)  7:25
11. Давид Кривицкий. «Осень», интродукция к 7 картине II действия оперы «Доктор Живаго»  4:30
12. Юрий Евграфов. «О любви и небе» (сл. С. Росина)  2:13
13-14. Толибхон Шахиди. «Экспромт Ad Libitum» для солирующего фортепиано и хора (первое исполнение)
          I часть  3:38
          II часть  5:17
15. Кузьма Бодров. «Gloria» для хора и фортепиано  3:57
16. Татьяна Чудова. «Трамвай поэзии», концерт для хора (сл. Е. Евтушенко)  6:25
17. Лора Квинт. «Публика» (сл. Е. Евтушенко)  2:35
18. Александр Чайковский. «Не могу напиться с неприятными людьми» (сл. А. Володина)  2:49
19. Александр Клевицкий. «Tu-cha», концертная пьеса для смешанного хора a capella  2:15

Общее время: 73:04

Камерный хор Московской консерватории. Дирижер – Александр Соловьёв

Cолисты: Евгения Кривицкая, орган (1), Екатерина Мечетина, фортепиано (13–15), Андрей Винницкий, ударные (17, 19), Мария Челмакина, сопрано (3, 10, 12), Михаил Котельников, тенор (19)

Записи по трансляции из концертных залов Московской консерватории, 2012–2017 годы.

 

Этот и другие диски вы можете приобрести на сайте фирмы «Мелодия»: https://melody.su/catalog/classic/38563/

 

line

 

Татьяна Журбинская. Музыкальное приношение России

Поклонники отечественной хоровой музыки получили великолепный подарок – фирма «Мелодия» выпустила диск «Антология современной хоровой музыки композиторов России». Хоровая музыка – исконное лицо России, отражающая неспешно, степенно, глубоко ее мировоззрение, надежды, чаяния; современная хоровая музыка – огромный пласт культуры – представлена на диске полно и разнообразно.

Заглавный «Кант к 150-летию Московской консерватории» В.Агафонникова на стихи А.Пушкина дает тот исторический взгляд, который соединяет прошлое и настоящее в неделимое целое. Великая поэзия рождает у композиторов неповторимые ассоциации – «Посвящение» М.Лермонтова прочитано Ширвани Чалаевым в его национальной стилистической манере. Восточные мотивы мы встречаем и в Экспромте Ad libitum Толиба Шахиди. Русская поэзия – источник вдохновения у Романа Леденева – «Осень пришла», стихи А.Плещеева. Валерий Кикта отправляется еще дальше в глубь веков, предлагая нам фантазию «Грезы Андрея Рублева». Сергей Екимов будто подхватывает древнерусскую тему – «Кондак из Акафиста Святому Великому Благоверному князю Александру Невскому».

Тембральное богатство Камерного хора проявилось в исполнении оперного фрагмента – интродукции к 7 картине второго действия оперы «Доктор Живаго» Давида Кривицкого «Осень». Духовная созерцательность свойственна хору «Утешься, душа моя» Ефрема Подгайца на стихи Г.Фальковича (в переводе с украинского Д.Подгайц). Будто вторит ему «Молитва» на стихи К.Р. Олеси Евстратовой. И резкое переключение – возвышенность современного прочтения – «Gloria» Кузьмы Бодрова. Непредсказуемые, свободно прочитывающие современные стихи, произведения – «О любви и небе» Юрия Евграфова (С.Росин), «Не могу…» Александра Чайковского (А.Володин). Огромный диапазон поэзии Е.Евтушенко отразился в двух номерах диска – хоровом концерте Татьяны Чудовой, основой которого стал «Трамвай поэзии» и «Публика» Лоры Квинт. Достойным завершением объемной панорамы стала концертная пьеса Александра Клевицкого «Tu-cha» – юмор вовсе не чужд хору, дополняя звукоподражанием разноцветную хоровую палитру.

Записи 2014–2017 годов дают возможность услышать Камерный хор – артистический коллектив, способный воплощать как прозрачную тончайшую ткань, так и мощное хоровое fortissimo, кластерные вспышки и распевную кантилену. Многообразный колористический саунд дополняется виртуозным использованием солирующих голосов и инструменталистов, среди которых Екатерина Мечетина, Евгения Кривицкая, Мария Челмакина. Примечательно, что по мотивам  всего диска создано живописное полотно Натальи Бекетовой, художницы из Санкт-Петербурга.

Руководителя хора Александра Соловьева можно считать также драматургом, скульптором – так выпукло, осязаемо, вдохновенно он воздвигает космическое музыкальное здание, что композиторы посвящают дирижеру и его коллективу свои творения. Отдавая дань мастерству Александра Соловьева, Родион Щедрин посвятил своему другу и сподвижнику хоровые «Русские народные пословицы».