Родион Щедрин. Боярыня Морозова

Родион Щедрин – «Боярыня Морозова».
Житие и стражданье боярыни Морозовой и сестры её княгини Урусовой

 

afisha_2016-05-1616 мая 2016 года на сцене одного из лучших концертно-театральных залов России – «Филармония - 2». Концертный зал имени С.В.Рахманинова – при содействии Фонда развития творческих инициатив состоялся премьерный показ сценической версии Русской хоровой оперы в двух частях для четырёх солистов, смешанного хора, трубы, литавр и ударных Родиона Константиновича Щедрина «Боярыня Морозова». Житие и стражданье боярыни Морозовой и сестры её княгини Урусовой.

 

«Я по-прежнему вижу свою оперу в сценическом воплощении. Я надеюсь, что в талантливых и умелых режиссерских руках это получится»

Родион Щедрин

 

Режиссер-постановщик, заслуженный артист России Василий Вавилов предложил в своей постановке осмысление истории, к которой обращались Суриков и Щедрин, с позиций нашего времени. По мнению Василия Вавилова, этого требуют сами исторические события. «Трагедия боярыни Морозовой – не просто исторический факт, – считает режиссер, – а духовный подвиг человека. Причем, подвигов подобного рода в истории человечества не так много. Величие и масштаб этого подвига проверяется человеческой судьбой, человеческой жизнью и временем. Благодаря временной дистанции, с позиций человека XXI века мы иначе осмысливаем и понимаем совершенное боярыней Морозовой; осознаем, что ее человеческие и религиозные убеждения были настолько велики, что ради этих убеждений она пошла на смерть. До некоторой степени эту женщину можно сравнить с монахом-отшельником, к которому вся округа ходит за советом, следит как бы издали за его жизнью, поскольку он является неким нравственным мерилом. Так же и Морозова. Можно предположить, что для ее современников поступок боярыни и ее сестры тоже не остался незамеченным и возымел определенное действие».

morozova_1По эскизам художника Виктора Чуткова изготовлены костюмы, стилизованные под исторические. Традиционное сценическое оборудование (станки, подставки, дирижерский помост) в рамках постановки обрели совершенно новый смысл и символически воссоздали атмосферу последних дней мучеников. Одним из центральных элементов сценической постановки стали большие колокола, важная роль отводилась работе художника по свету, а также сценографии и декорации.

Хоровой ансамбль солистов «Тебе поемъ» (художественный руководитель – заслуженный деятель искусств РФ К.Якобсон) и хор студентов Красноярской государственной академии музыки и театра (художественный руководитель – лауреат Всероссийского и международного конкурса Н.Балышев) выполнили несколько «ролей», перевоплощаясь то в отстраненных комментаторов происходящего, то в отрешенных наблюдателей, то в толпу гонителей, то в сострадающий народ.

Инструментальную группу составил ансамбль ударных «Тимбалес» (художественный руководитель А.Крыжановский) и лауреат международных конкурсов А.Одинцов (труба).