Гастроли Тайбейского филармонического камерного хора в России

Гастроли Тайбейского филармонического камерного хора в России

 

 

taibei_15.jpgtaibei_01.jpgtaibei_02.jpgtaibei_03.jpgtaibei_04.jpgtaibei_05.jpgtaibei_06.jpgtaibei_07.jpgtaibei_08.jpgtaibei_09.jpgtaibei_10.jpgtaibei_11.jpgtaibei_12.jpgtaibei_13.jpgtaibei_14.jpg

 

В рамках XIII Международного Осеннего хорового фестиваля имени профессора Б.Г.Тевлина по приглашению Фонда развития творческих инициатив в сентябре 2017 года состоялись гастроли Тайбейского филармонического камерного хора в России.

Помимо центрального выступления хора в Большом зале Московской консерватории 11 сентября 2017 года, музыканты из Тайваня выступили в Дворянском собрании города Тулы и в Калужском Доме музыки, а также в Англиканском соборе Св. Андрея в Москве.

 

line

 

afisha_2017-09-09ХОР из ТАЙБЭЯ

Для Калуги этот концерт – событие неординарное, концерт Тайбэйского филармонического камерного хора. Концерт прошёл 13 сентября в Доме музыки немного приоткрыл калужским слушателям страницы яркой и самобытной музыки Тайваня.

Совсем не часто в Калуге проходят концерты зарубежных хоровых коллективов мирового уровня. Калуге повезло, потому что в Москве с 11 по 21 сентября проходил XIII Международный Осенний хоровой фестиваль имени профессора Б.Г.Тевлина, посвящённый творчеству Игоря Стравинского (год Стравинского, 135 лет со дня рождения), в котором принимали участие лучшие хоровые коллективы. Новаторское творчество Стравинского спустя столетие возвращается в Россию, приходит к людям уже после мирового признания. Слова Стравинского – «Я хочу, чтобы музыка была живой, свежей для восприятия» – могут служить для характеристики того, что калужане слышали на этом концерте.

Хор Тайбэйской филармонии был основан в 1972 году и благодаря стараниям и мастерству своих дирижёров собрал сложный репертуар, получил репутацию одного из наиболее престижных хоров Тайваня (Китай). Из 150 участников большого хора был основан малый камерный хор (30 участников) для гастролей и для исполнения камерных сочинений. Хор состоит из певцов-любителей, получивших в свое время музыкальное образование и известный как Камерный хор Тайбэйской филармонии. Сейчас это уникальный творческий коллектив, один из наиболее известных хоровых коллективов мира, который представляет Тайвань (и даже Азию) на различных международных мероприятиях. Последние его международные выступления: во Франции – 2013; Венгрии – фестиваль «Cantemus» – 2014. В 2016 году был приглашён в Ватикан для участия в исполнении «Святой мессы и Канонизации блаженной Матери Терезы Калькуттской». Хор выступает со многими выдающимися хоровыми дирижерами.

Гастроли Тайбэйского камерного хора в России – важное событие в истории культуры двух стран. Приезд коллектива в Россию на Международный хоровой фестиваль – продолжение сотрудничества с маэстро Александром Соловьёвым (профессор Московской консерватории, дирижёр, педагог, общественный деятель, с 2012 года – официальный представитель России в Совете международной ассоциации «Интеркультур», приглашённый дирижёр Тайбэского филармонического хора). Маэстро Александр Соловьёв дважды выступил с этим коллективом в Национальном концертном зале Тайваня, исполняя русскую хоровую и песенную классику. Последний концерт состоялся 14 июня 2017 года. Эти концерты стали прекрасным подарком для всех любителей музыки в Тайбэе.

afisha_2017-09-13Музыка Китая насчитывает несколько тысячелетий своего развития и развивалась с древности под влиянием религиозных и философских доктрин (конфуцианство, даосизм и буддизм). Первые упоминания о музыке Китая (4-3 тыс. до н.э.) мы находим в мифах и легендах, в которых повествуется о воздействии музыки на природу (с помощью музыки стремились вызвать дождь, воздействовать на рост злаков и цветов). По даосско-буддийскому мировоззрению (II-VI вв. н.э.) музыка это наивысшее выражение ДАО (сути бытия); она приобщает человека к вечности, к великому, и благодаря ей человек освобождается от чувства своего ничтожества. О развитых формах вокального творчества в Китае свидетельствует «Книга песен» (Шицзин, XI-VI вв. до н.э.), в которой собраны магические песни, оды и гимны. Музыка была связана с различными сторонами жизни и деятельности человека. Согласно китайскому мудрецу Конфуцию (551-479 гг. до н.э.) музыка представляет собой м и к р о к о с м о с, воплощающий великий КОСМОС. Конфуцианство стало главной идеологией Китая, играющего большую роль и в жизни современного Китая. Его влияние можно сравнить с католицизмом в Европе. Основным содержанием образования Конфуций полагал нравственное воспитание, которое даёт народу мир и спокойствие. Нравственное обучение должно осуществляться в процессе изучения морали (этикета), поэзии и музыки. Он считал, что музыка – это оружие. Разрушение любого государства начинается именно с разрушения его музыки. Не имеющий чистой и светлой музыки народ обречён на вырождение, «поскольку ритм и гармония проникают в самые сокровенные глубины человеческой души» (древнегреческие рукописи). Конфуций и сам собирал народные песни, чем внёс большой вклад в китайскую культуру.

В Китае есть такое понятие ЮЭ, что означало не только музыку, но и все прекрасное, высокоорганизованное и гармоничное вообще. Многоуровневое символическое мышление Китая в музыке пыталось установить и связать отдельные музыкальные тона, музыкальные инструменты, виды и жанры музыки с элементами мироздания и социально-политическими системами. 12-ступенная система – люй-люй – связывалась с месяцами года, периодами суток, положением Солнца и Луны и т.п. На её основе была создана пентатоника. Пентатоника (от греческого слова, означающего пять тонов) есть у народов Азии, а также Шотландии, народов Поволжья и др. Ступени пентатоники связывались с пятью типами интонирования в китайском языке (современный китайский язык имеет четыре основных тона и один нейтральный) и отождествлялись с пятью стихиями природы, сторонами света, с социальной иерархией и др. Пять элементов соответствуют пяти постоянствам, которые в музыке должны находиться в равновесии. Звучание музыки (особенно церемониальных оркестров) поддерживалось с точным использованием выработанных правил (шкалой высот), нарушение которых могло привести к космологическим и социально-политическим последствиям.

Музыкальная жизнь XIII-XVII веков характеризовалась множеством вокальных, инструментальных и танцевальных стилей, сохранивших своё значения и до XX века. Воздействие на китайскую культуру западноевропейской музыки началось в XVI-XVII веках, а на рубеже XIX-XX веков усилилось. Знакомство с европейской музыкальной культурой происходило главным образом через посредство Японии. Появляются первые китайские музыканты, играющие на европейских музыкальных инструментах, оркестры европейского типа и первые издания произведений классической европейской музыки. Западные композиторы, в свою очередь, особенно импрессионисты, тоже интересовались своеобразной музыкой Китая. С конца XX века в Китае выходит около 40 музыкальных журналов. Во времена китайской культурной революции был даже лозунг Мао – «поставим иностранное на службу китайскому». Китайские композиторы перенимают у Запада теорию музыки и композиторскую технику, концепцию полифонии.

Примером таких сочинений (соединения образов и стилей китайской музыки с полифонией и композиторскими техниками Запада) и была программа этого концерта. В программе, исполненной хором, условно можно выделить две части: величественные музыкальные зарисовки образов природы, и сочинения, отражающие чувства человека, его внутреннюю эмоциональную жизнь.

Сами названия – «Заход солнца» (Нан Джан Чен), «Бегущий зеленый цвет в лесах» (Я Мин Сю), «Красивый пейзаж» (Джон По Мин Туан) – настраивают и погружают душу в картины величественной природы. И звучание хора – полные густые низкие мужские голоса (басы), легкие парящие сопрано, легко исполняющие прием глиссандо (изображая дыхание природы), обволакивающая мягкость звучания хорового бесконечного дыхания, чистейший строй хоровых созвучий (аккордов), мощное хоровое форте (в «Красивом пейзаже») – всё наполняет слушателя величественными и спокойными образами.

Такой высокий уровень хорового исполнительского искусства – это заслуга дирижёров, работающих с хором. С таким дирижёром как Сы Юнь Сье хор может чувствовать себя уверенно и спокойно на любом выступлении. Он и хор – единое целое, органично погружённый в исполняемое сочинение, что невольно заражает и исполнителей и слушателей.

Китайская традиционная музыка преимущественно музыка одноголосная. Народные исполнители (певцы и инструменталисты) всегда серьёзно относятся к исполнению мелодии, передающей определённую мысль, подчёркивают ее непрерывную текучесть, прихотливость, стремятся выразить её изысканность красоту.

Такие сочинения как «Холодная ночь одиночества» (Тьен Хао Лань), «Я летаю» (Нан Джан Чьен), «Колыбельная» (Шен Сьен Лю), «Когда вспоминаю о тебе» (Д. Поминтуан) – это внутренний мир человека, его душа, его Космос.

«Я летаю» (Нан Джан Чьен) – музыкальная зарисовка, передающая детское чувство радости от полета, ощущение огромности пространства. В сочинении использованы новые звуковые приемы: хлопки, шумовое оформление, неожиданно раздающийся детский пронзительный тембр (крик восторга), длительно нарастающая динамика звучания – все служит выявлению яркости музыкального образа (радости полета в космическом пространстве). Этот новый музыкальный язык прекрасно был понят слушателями, горячо принявшими это сочинение. «Колыбельная» (Шен Сьен Лю) – теплая, нежная мелодия (в верхних голосах) и мерное покачивание хорового сопровождения вернули нас на землю, успокоили, убаюкали.

Закрылась страница китайской музыки сочинением Ун И Лю «Тубероза». Тубероза – цветок – символ любви и страстного отношения к жизни (к розам не имеет никакого отношения). Это – «иланг-иланг», цветок всех цветков, в настоящее время культивируется на юге Франции, Египте, Китае, Тайване; в течение дня может менять несколько раз свой запах, теплым безветренным вечером распространяя его на 15-20 ментров – «ночной гиацинт» и более поэтически «королева ночи». …Не страшны зимы угрозы… Тем, кто любит и любим… Ветка белой туберозы…Чащу лип заменит им… «Тубероза» – популярная песня, исполняемая многими известными китайскими певцами не одно десятилетие, в авторском переложении для хора была своеобразной кульминацией концерта, сочинением, которым хор завершил свою китайскую страницу и продолжил своё выступление уже на русском языке Катюшей (в хоровом переложении Алексея Степанова и под его управлением как дирижёра). Катюша прозвучала для нас по-новому, в ней слышалось столько новых, необычных красок, что зал взорвался аплодисментами.

Продолжил концерт Калужский муниципальный камерный хор со своей программой – «Аве Мария» (Хавьер Бусто), «Странное Рождество видевши» (Георгий Свиридов), «Элегия» (Виктор Калинников) и три русские народные песни: «Самара- городок», «Тонкая рябина» и «Порушка- Параня».

Завершили концерт три сочинения духовной музыки, совместно исполненные двумя хорами (Тайбэским камерным хором и Калужским муниципальным камерным хором): Хорал (Кузьма Бодров) – дирижёр Сы Юнь Сье; Богородице Дево, радуйся (Сергей Рахманинов) – дирижёр М. Кулаева; Отче наш (Альфред Шнитке) – дирижёр Александр Соловьёв. Исполнение произведений с разными дирижёрами – яркое проявления и свидетельство культурного общения представителей разных культур.

На бис прозвучала любимая в Китае наша песня Подмосковные вечера (Соловьева-Седого), и заменив слово «подмосковные» на «калужские» – дали возможность и калужским слушателям считать себя свидетелями и непосредственным участниками этого культурного действа.

Благодарный калужский слушатель
музыковед Людмила Ильина