Лев Толстой глазами музыкантов

Лев Толстой глазами музыкантов

 

 

lev-tolstoy_01.jpglev-tolstoy_02.jpglev-tolstoy_03.jpglev-tolstoy_04.jpglev-tolstoy_05.jpglev-tolstoy_06.jpglev-tolstoy_07.jpglev-tolstoy_08.jpglev-tolstoy_09.jpg

 

lev-tolstoy В 2018 году весь мир отмечает 190-летие со дня рождения великого русского писателя Л.Н.Толстого. К этому событию приурочен фестиваль искусств «Лев Толстой глазами музыкантов», инициированный Фондом развития творческих инициатив при поддержке Министерства культуры РФ, Тульской областной филармонии имени И.А.Михайловского, Музея-усадьбы Л.Н.Толстого «Ясная поляна», Государственного музея Л.Н.Толстого, Союза композиторов России, Российского музыкального союза и критико-публицистического журнала «Музыкальная жизнь».

«Произведения Толстого пропитаны духом музыки, – комментирует идею президент Фонда развития творческих инициатив, профессор Александр Соловьёв, – с музыкой у него были особые отношения: он понимал великую силу воздействия этого вида искусства, общался со многими исполнителями, композиторами своего времени, бывал на концертах Императорского Русского Музыкального Общества. Его домочадцы устраивали музыкальные вечера».

afisha_2018-09-099 сентября, в день рождения Л.Н.Толстого, фестиваль стартует в Государственном музее Л.Н.Толстого в Москве. Прозвучат камерные произведения и фрагменты из опер и балетов по романам «Анна Каренина», «Война и мир», «Воскресение», «Хаджи-Мурат». Среди исполнителей: заслуженный артист России, солист МАМТ имени Станиславского и Немировича-Данченко Роман Улыбин, солист Музыкального театра «Геликон-опера» Дмитрий Хромов, лауреаты международных конкурсов Мария Челмакина (сопрано), Евгений Евграфов (ф-но), Михаил Кривицкий (ф-но). Профессор Московской консерватории Евгения Кривицкая представит программу и вошедшие в нее раритеты.

afisha_2018-09-1616 сентября, в Колонном зале Дворянского собрания г.Тулы программа «по Толстому» расширится благодаря участию Струнного квартета Московской консерватории, Тульского государственного хора и Камерного хора Московской консерватории. Программа дополнится квартетом «Крейцерова соната» Л. Яначека, «Эпиграфом из Графа Толстого» Р. Щедрина для хора a cappella. Состоится мировая премьера сочинения российского композитора Т.Шахиди «Метафоры» по «Крейцеровой сонате» для хора и фортепиано. Юный воспитанник Тульского центра одаренных детей Никита Воронцов исполнит Вальс для фортепиано, сочиненный Л.Н.Толстым – единственный опыт писателя на ниве композиторского творчества.

afisha_2018-09-2323 сентября в Усадьбе Л.Н.Толстого «Ясная поляна» состоится финальный «уикенд с Толстым». Коллекция музыкальных шедевров по произведениям юбиляра пополнится российской премьерой – прозвучат фрагменты из оперы «Воскресение» современного американского композитора Тода Маковера, а также номера из мюзикла «Анна Каренина» петербургского автора В.Успенского. В концерте примут участие солисты Музыкального театра «Геликон-опера» Заслуженная артистка России, Ксения Вязникова (меццо-сопрано), Дмитрий Хромов (тенор), Тульский государственный хор и другие.

Ведущий фестиваля – актер, лауреат Премии Москвы, обладатель Российской национальной музыкальной премии «Овация» Петр Татарицкий прочтет фрагменты из произведений юбиляра.

Также в рамках фестиваля пройдет Всероссийский конкурс композиторов «Крейцерова соната»: современный авторы смогут попробовать свои силы в пяти номинациях, сочинив программные опусы для фортепиано, голоса и хора, инструментальных ансамблей на сюжеты и тексты русских писателей. Произведения победителей, отобранных престижным жюри (почетный председатель – Р.К.Щедрин, председатель – А.Л.Рыбников), будут исполнены на заключительном концерте фестиваля. Искусствоведы, литературоведы, музыканты и музейные работники смогут обсудить актуальные аспекты творчества Л.Н.Толстого в рамках Круглого стола.

Готовится тематическая выставка, которая будет сопровождать события фестиваля.

«Фестиваль «Лев Толстой глазами музыкантов» предлагает интересный, широкоформатный ракурс, дающий возможность по-новому взглянуть на творчество писателя, оценить его влияние на смежные виды искусств», – подчеркивает автор идеи фестиваля, музыкальный критик, доктор искусствоведения Евгения Кривицкая.

 

line

 

ТРИ ВОСКРЕСЕНИЯ C ТОЛСТЫМ
Музыкальный фестиваль к юбилею писателя открыл новые грани его творчества

Текст: Ольга Корюкова

«Люблю музыку больше всех других искусств», – это признание Льва Толстого заставляет взглянуть и на жизнь великого писателя, и на его творчество с неожиданной стороны. Многие страницы его произведений буквально пропитаны музыкой. Она звучит в романе «Война и мир», в драме «Живой труп», в повестях «Детство», «Отрочество», «Крейцерова соната», «Казаки», в рассказе «Два гусара»...

В двадцать лет, будучи студентом Казанского университета, Лев Толстой страстно увлекся игрой на фортепиано. Он даже хотел составить руководство для изучения «основных начал» и изложить в нем «первые правила» музыки, более того, всерьез думал о том, чтобы стать профессиональным музыкантом и пробовал сочинять. Он хорошо играл и читал с листа, в его доме часто устраивались музыкальные вечера, приезжали знаменитые музыканты: Антон и Николай Рубинштейны, Сергей Танеев и Петр Чайковский, Александр Гольденвейзер, Ванда Ландовска, Федор Шаляпин. Все эти обстоятельства, а вдобавок к этому и весомая историческая веха – 190 лет со дня рождения писателя, стали основанием для фестиваля «Лев Толстой глазами музыкантов». Фестиваль был инициирован Фондом развития творческих инициатив при поддержке Министерства культуры РФ, Тульской областной филармонии имени И.А.Михайловского, Музея-усадьбы Л.Н.Толстого «Ясная Поляна», Государственного музея Л.Н.Толстого, Союза композиторов России, Российского музыкального союза и критико-публицистического журнала «Музыкальная жизнь».

Фестиваль «Лев Толстой глазами музыкантов» стартовал 9 сентября, в день рождения писателя, в московском Государственном музее Л.Н.Толстого в Хамовниках. В программе были представлены камерные произведения и фрагменты из опер и балетов по романам «Анна Каренина» Щедрина, «Воскресение» Альфано, «Хаджи-Мурат» Чалаева. Конечно, не обошлось без прокофьевской «Войны и мира»: лирический Вальс, под который кружится Наташа Ростова, и ария победоносного Кутузова, воспевающая «матерь русских городов», величавую Москву, мощно прозвучавшая у солиста МАМТ имени К.С.Станиславского и Вл.И.Немировича-Данченко Романа Улыбина, завершили концерт, символично совпавший с днем города.

Среди «толстовцев» оказались и солист «Геликон-оперы», тенор Дмитрий Хромов, лауреаты международных конкурсов сопрано Мария Челмакина, пианисты Евгений Евграфов и Михаил Кривицкий.

Они же через неделю, 16 сентября, приехали в Колонный зал Дворянского собрания Тулы, где состоялся второй концерт фестиваля. В нем приняли участие также Квартет солистов ансамбля «Студия новой музыки», Тульский государственный хор и Камерный хор Московской консерватории под управлением профессора Александра Соловьёва – музыкального руководителя всего мега-проекта. Прозвучали квартет «Крейцерова соната» Л.Яначека, «Эпиграф из Графа Толстого» Р.Щедрина для хора a cappella, фрагменты из оперы «Казаки» Ш.Чалаева (дирижер Сергей Сидоренко), а также состоялась мировая премьера сочинения Т.Шахиди «Метафоры» по «Крейцеровой сонате» для хора и фортепиано. Два последних композитора специально приехали в Тулу, и публика, проникнувшись моментом, трогательно приветствовала своих современников.

Третье воскресенье, 23 сентября, дорога привела фестиваль в «Ясную Поляну». В этом концерте также была представлена целая коллекция произведений, вдохновленных наследием Толстого. Признаюсь, несколько непривычно было слышать прозу Толстого на итальянском и английском языках, но такова реальность: творчество великого писателя давно перешагнуло географические границы. Впервые в «Ясной Поляне» прозвучали фрагменты из оперы «Воскресение» итальянского композитора Франко Альфано, современника Пуччини (того самого Альфано, кто завершил оперу «Турандот» после смерти композитора). А вслед за этим прозвучала иная – американская версия романа «Воскресение». Автор концепции фестиваля музыковед, профессор Московской консерватории Евгения Кривицкая в буквальном смысле открыла ее для российской публики. По ее просьбе современный композитор Тод Маковер, живущий в США, прислал ноты своей оперы «Воскресение». По признанию автора, опера была «задумана прежде всего как призыв к действию, чтобы улучшить мир. И если мы не можем изменить все сразу, по крайней мере, мы можем – как Нехлюдов в конце «Воскресения» – сделать первый шаг… куда бы он ни вел». В музыкальном отношении это произведение, бесспорно, наследует традициям русской музыки конца ХIХ – начала ХХ века. Тод Маковер внимательно слушал и изучал партитуры Чайковского и Рахманинова, Скрябина, раннего Стравинского и раннего Шостаковича. Впрочем, ни о прямых заимствованиях, ни, тем более, о плагиате не может быть и речи. «Русское» у американца Тода Маковера лежит в области певучей мелодики и «деятельной» ритмической основы, ну, и, конечно, в горячем желании вернуться к истокам (кстати, у композитора российские корни – его предки уехали из России через 10 лет после опубликования романа Толстого «Воскресение»). Два фрагмента оперы Тода Маковера (Ария Катюши Масловой и Дуэт Катюши и Дмитрия) заинтриговали слушателей, и вполне законно возник вопрос о дальнейшей судьбе этого произведения и о возможности его более полного воплощения хотя бы в концертном исполнении.

Каждый номер этого концерта был в большей или меньшей степени открытием. Действительность, увы, такова, что произведения наших современников в афишах появляются лишь точечно. В этот же день в «Ясной Поляне» концентрация такой музыки была предельной, и, надо признать, никого из слушателей это не напугало. В.Кобекин, Р.Щедрин, Т.Шахиди, С.Баневич – у этих композиторов с публикой давний и взаимный «роман». Каждое произведение было по-своему интересно – и эмоциональный монолог Анны из музыкальной драмы В.Успенского «Анна Каренина» (солистка Ксения Вязникова), и мудрые хоровые «Метафоры» Т.Шахиди, и неукротимая Плясовая из оперы Л.Клиничева «Казаки» (Тульский государственный хор), и пронзительно- искренний рассказ Холстомера из оперы В.Кобекина «Холстомер» (солист ГАБТ Александр Полковников)… Одним из важнейших эмоциональных пиков концерта стал фрагмент оперы С.Баневича «Сцены из жизни Николеньки Иртеньева». Историю Карла Ивановича убедительно и ярко прожил на сцене солист «Геликон-оперы» Дмитрий Хромов – с безупречным вокальным мастерством, ярким драматическим талантом, глубоким пониманием своего персонажа и искренним сочувствием к нему.

Еще одним сильным переживанием стало для публики исполнение актером Петром Татарицким мелодекламации «Чем люди живы» на текст Толстого на гениальную музыку «Вокализа» С.Рахманинова. Библейская истина о любви к ближнему, заключенная в этом тексте, Петр Татарицкий воплотил с несокрушимой убежденностью, страстью, драматизмом.

Отдельно хотелось бы отметить формат концерта, включивший беседу с публикой и исполнение литературных отрывков «из Толстого» Петром Татарицким в качестве преамбул к музыке. Короткие и емкие комментарии автора идеи проекта Евгении Кривицкой перед каждым произведением позволяли не только настроиться на его эмоциональную «волну», но и глубже оценить и осознать замысел автора. Это особенно важно, если учесть то, что в концерте звучала почти исключительно музыка современная и не всегда простая по своим выразительным средствам и языку.

И еще одна весьма выразительная подробность: на протяжении фестиваля сложилась своего рода традиция – каждый из его трех программ открывался исполнением Вальса, написанного Толстым. Небольшая очаровательная фортепианная пьеса (в первых концертах ее сыграл юный тульский пианист Никита Воронцов) каждый раз задавала атмосферу сердечности, искренности, готовности к общению и восприятию искусства. В заключительном концерте элегантно и живо она звучала в исполнении пианиста Михаила Кривицкого. Надо отметить, что этим его участие не ограничивалось: своим исполнением музыкант мастерски скреплял практически все ансамбли.

Концертная программа фестиваля завершилась, но фестиваль продолжается. Впереди подведение итогов Всероссийского конкурса композиторов «Крейцерова соната». Композиторы имеют прекрасную возможность попробовать свои силы в пяти номинациях – это и фортепианная музыка, и сочинения для голоса и хора, для инструментальных ансамблей, и многое другое. Важное условие – обращение к сюжетам и текстам русских писателей. Уважаемое жюри, во главе его – Р.Щедрин и А.Рыбников, уже очень скоро назовет самые интересные работы, которые затем будут представлены публике.

Одним из импульсов к рождению фестиваля «Лев Толстой глазами музыкантов» стал юбилей, однако уже через год очарование этой «круглой» даты исчезнет, но не исчезнет глубокая внутренняя связь музыки и литературы, и уж, конечно, творчество Толстого не перестанет вдохновлять композиторов на создание новых сочинений. Продолжение следует?