Творческие мастерские хормейстеров Самарской области

Творческие мастерские хормейстеров Самарской области

  

samara_01.jpgsamara_02.jpgsamara_03.jpgsamara_04.jpgsamara_05.jpg

 

afisha_2017-10-29С 27 по 29 октября 2017 года под руководством Президента Фонда развития творческих инициатив профессора Александра Владиславовича Соловьёва состоялись творческие мастерские хормейстеров Самарской области «Современное исполнительское искусство: теория и практика», организованные Самарским государственным институтом культуры и художественно-просветительской программой «Новое передвижничество», посвященные 90-летию со дня рождения выдающегося хорового дирижёра А.А.Юрлова.

В рамках юбилейных торжеств, посвященных 90-летию музыкального и общественного деятеля, педагога, выдающегося отечественного хорового дирижёра, Народного артиста РСФСР А.А.Юрлова при поддержке Министерства культуры Самарской области и Художественно-просветительской программы «Новое передвижничество» в Самаре состоялись Творческие мастерские хормейстеров. В течение трёх дней продолжалась работа хоровых дирижёров – руководителей профессиональных, любительских и учебных коллективов, объединившая опытных и молодых хормейстеров, студентов профессиональных учебных заведений региона. Ощущением праздника были пронизаны все три дня работы, насыщенные событиями, встречами, музыкой.

Организатором Творческих мастерских стал Самарский филиал Всероссийского хорового общества. Работа хормейстеров началась научно- практической конференцией. Её тема – «Современное хоровое исполнительство: теория и практика» позволила проанализировать современное состояние хорового исполнительства в Самарской области, сформулировать основные проблемы хорового движения, заглянув в историю и наметить ближайшие цели.

Возглавил работу Творческих мастерских яркий представитель молодого поколения хоровых деятелей России – профессор Московской государственной консерватории имени П.И.Чайковского, лауреат премии Правительства Москвы, художественный руководитель Камерного хора МГК, художественный руководитель Концертного хора МГИМ имени А.Г.Шнитке, Тульского государственного хора Александр Владиславович Соловьёв.

Говоря о проблемах и достижениях современного хорового движения, участники конференции неизбежно обращаясь к истории. Своего апогея хоровая культура Самары достигла в 70-е годы. Безусловно, базой для этого стала деятельность старейшего в области специального учебного заведения – Самарского музыкального училища, целой когорты прекрасных педагогов-хормейстеров, организаторов хорового дела: Г.Ураевского, М.В.Блюмина, Н.К.Куранова, В.С.Невского, И.К.Мертенса, Г.В.Беляева, Г.А.Яворского. В 1960 году в Куйбышевском педагогическом институте открывается музыкально-педагогический факультет, где формируется мощная команда молодых педагогов-музыкантов, хормейстеров, в скором будущем определивших интенсивную хоровую исполнительскую жизнь Куйбышева, Среди них Ж.Н.Нечаев, В.В.Ревнитский, Р.А.Алещенко, Т.С.Краюшкина, Л.В.Славецкая, воспитавшие целую плеяду учителей музыки, хормейстеров, в том числе, ярких, талантливых, успешных. Вскоре деканом музыкального факультета стал талантливый, энергичный хормейстер – В.М.Ощепков, возглавивший самарский филиал ВХО. Объединение усилий команды талантливых музыкантов на долгие годы определило хоровое движение в качестве одного из мощных и приоритетных направлений развития культуры Куйбышевской (Самарской) области.

В выступлениях участников конференции неоднократно прозвучала мысль о том, что хоровое исполнительство, хоровая культура, судьбы многих представителей хормейстерского цеха Самары неразрывно связаны с именем А.А.Юрлова. Известно, что премьеры сочинений крупной формы выдающихся композиторов-современников – Шостаковича, Свиридова и других Юрлов умел превращать в национальный праздник, ощущение которого живёт в памяти и сердцах его участников до сих пор. В гастрольных поездках по стране он присоединял к своему хору - Республиканской академической русской хоровой капелле, блестящему исполнительскому коллективу, тонко и чутко настроенному инструменту местные учебные, любительские хоры. Так случилось и в Куйбышеве в момент первого исполнения у нас «Патетической оратории» Г.А.Свиридова в 1962 г., когда к исполнению присоединились хоры Куйбышевского музыкального училища, музыкального отделения педагогического училища и совсем ещё молодой исполнительский коллектив – хор музыкально-педагогического факультета.

Трудно переоценить силу эмоционального воздействия и профессиональной школы, которую прошли студенты – участники события. Они вспоминают, что «в репетиционной работе Юрлов был требователен, точен, краток, стремителен, находчив, обаятелен, уважителен». Часы работы с ним для многих стали решающими в ответе на принципиальные вопросы молодости: «кем и каким быть?».

Значительно позже, в 1999, а затем в 2004 г., такой же взрыв интереса к хору, к хормейстерскому ремеслу – искусству управления хором вызвала работа в Самаре выдающегося хормейстера, руководителя московского государственного камерного хора, народного артиста СССР В.Н.Минина. Тогда для проведения творческих мастерских хормейстеров была выбрана другая форма работы: из хормейстеров был создан временный творческий коллектив, к приезду мастера - подготовлен репертуар. В течение недели Владимир Николаевич работал с самарскими музыкантами: репетиции, лекции, ответы на трудные вопросы, консультации, беседы. И всё это – с невероятной душевной и профессиональной щедростью, в фирменном мининском стиле, когда каждое сказанное и, тем более, спетое слово, интонация, мотив – выстраданная, выпестованная, рождённая сердцем правда.

Центральным событием творческих мастерских 2017 г. стали мастер-классы профессора Александра Владиславовича Соловьёва. Здесь речь шла о репертуар современного хора, о понятии современного репертуара, о работе с современным репертуаром, об особенностях прочтения и интерпретации современной хоровой партитуры, о современных исполнительских направлениях. В практической работе принял участие сводный хор студентов Самарского государственного института культуры (художественный руководитель – профессор И.А.Горбунцова) и Самарского социально-педагогического университета (руководитель – доктор педагогических наук, профессор Т.А.Колышева и кандидат педагогических наук, профессор И.А.Пецина).

Значительную часть в работе Творческих мастерских хормейстеров в 2017 г. составили мастер-классы детских хормейстеров, добившихся профессионального признания и побед на престижных хоровых конкурсах.

Одними из первых в Куйбышеве познакомились с опытом Г.А.Струве. Первая хоровая студия была создана на базе средней школы №88 в 1966 году. Этот пример оказался вдохновляющим и жизнеспособным. При организационной, методической и кадровой помощи музыкально-педагогического факультета в Самаре выло открыто около 20 хоровых студий. Позже хоровые студии как новая форма музыкально-эстетического воспитания школьников трансформировалась, превратившись в Школы искусств при общеобразовательных школах, только в Самаре их 17.

Вызывает уважение работа по музыкально-хоровому воспитанию детей в Самарской области. В основном оно осуществляется в рамках учебных учреждений дополнительного образования, часть которых в Самарской области административно подчинена департаментам образования, другая – департаментам культуры. За десятилетия деятельности сложилась грамотная система методической поддержки, повышения квалификации хормейстеров, организации концертной деятельности. Детские хоровые коллективы активно принимают участие в фестивальной и конкурсной жизни, как в регионе, так и в Российских и международных конкурсах и фестивалях.

Мощное развитие получило народное хоровое пение. Сотни специалистов в этой области воспитаны кафедрой Народного сольного и хорового пения Самарского государственного института культуры. Их педагогическая и концертная деятельность отслеживается, курируется педагогами кафедры даже в случае, если выпускник работает в дальнем селе. Популярности и высокой исполнительской культуре любительских народных хоров способствует многолетняя деятельность Государственного Волжского русского народного хора.

Праздничным завершением работы творческих мастерских хормейстеров Самарской области, посвящённых 90-летию А.А.Юрлова, стал большой хоровой концерт с участием ведущих академических хоров Самарской области, продемонстрировавший разнообразие исполнительских и репертуарных направлений творческих коллективов, их высокий творческий потенциал, высокий профессионализм руководителей – хоровых дирижёров, организаторов современного хорового движения в Самарской области.

 

Председатель Самарского филиала ВХО,
заведующая кафедрой хорового дирижирования
Самарского государственного института культуры,
заслуженный деятель искусств РФ,
профессор Н.Э.Герасимова

 

Этот сайт использует файлы cookie и метаданные. Продолжая просматривать его, вы соглашаетесь на использование нами файлов cookie и метаданных в соответствии с Политикой конфиденциальности.
Продолжить