10 октября 2019 года в Санкт-Петербурге состоялась презентация вышедшего в Издательстве «Композитор» сборника научных статей «Стравинский жив!» Государственного института искусствознания, собравшая известных российских музыкантов, исследователей и исполнителей творчества И.Ф.Стравинского.
Презентация проходила в уникальном творческом пространстве – Театральном зале особняка Общества «Пальма», где культура современности синтезируется с духом XIX века.
Автор-составитель издания, вышедшего в сентябре 2019 в московском издательстве «Композитор», профессор Московской консерватории, главный редактор журнала «Музыкальная жизнь» Евгения Кривицкая подчеркнула, что сборник открывает новую страницу в истории отечественных трудов о Стравинском, тем более, что в XXI веке это первая публикация, собирающая новые факты, гипотезы и открытия, связанные с творчеством одного из величайших новаторов прошлого столетия.
Профессор Санкт-Петербургской консерватории Наталия Брагинская рассказала об истории находки голосов утраченной «Погребальной песни» Стравинского и реконструкции ее партитуры, обрисовав также исторический контекст рождения этой музыки в Санкт-Петербурге в начале прошлого столетия.
Музыковед, почетный член Филармонического общества Санкт-Петербурга Иосиф Райскин поделился уникальными воспоминаниями о гастролях Игоря Стравинского в Санкт-Петербурге и об общении с молодыми ленинградскими композиторами в 1962 году, свидетелем которых он был. Дополнением к его рассказу стал показ видеохроники концерта в Большом зале Санкт-Петербургской филармонии, где Стравинский дирижировал пьесой «Фейерверк». Тема «Петербург Стравинского» была затронута и научным сотрудником Российского института истории искусств Георгием Ковалевским.
Ведущая презентации, музыкальный обозреватель Радио России Ольга Русанова отметила рост интереса к наследию Стравинского в последние годы, а заведующий кафедрой композиции и импровизации Петербургской консерватории Антон Танонов акцентировал внимание на «влиятельности» языка Стравинского, важности его идей в области ритма, актуальных по сей день, и эмоциональности его музыки. В этом его поддержал композитор Настасья Хрущева, автор статьи «Стравинский vs Сати. поэтика "совершенного" и "несовершенного" в новой музыке».
Профессор Московской консерватории, Президент фонда развития творческих инициатив Александр Соловьёв рассказал о репертуарной политике Камерного хора Московской консерватории, в чьих программах постоянно звучат хоровые опусы композиторов. В качестве иллюстраций были показаны видеозаписи сочинений «Верую» и кантаты «Звездоликий».
На презентации также выступил декан факультета композиции и дирижирования Санкт-Петербургской консерватории, и.о. заведующего кафедрой хорового дирижирования, профессор С.В.Екимов, поделившийся опытом интерпретации хоровых сочинений И.Ф.Стравинского как в исполнительской, так и педагогической практике.
Аудиоприветствие всем гостям и участникам презентации прислала Президент Stravinsky Fund Анастасия Козаченко-Стравинская.
Итог встречи подвел народный артист России, композитор Яков Дубравин, рассказавший о своей работе над аранжировкой для смешанного хора «Четырех подблюдных песен» Стравинского и отметивший важность выхода сборника о самом провокативном русском классике XX века.
14 сентября 2019 года в Музыкальной гостиной Московского академического музыкального театра им. К.С.Станиславского и Вл.И.Немировича-Данченко состоялась встреча с исследователями творчества композитора И.Ф.Стравинского разных поколений: С.Савенко, Т.Барановой-Монигетти, А.Виноградовой, К.Агаронян, Е.Мирошниковой, А.Зенина и презентация нового издания – сборника статей «Стравинский жив!» Государственного института искусствознания, вышедшего в сентябре 2019 года в издательстве «Композитор». Автор-составитель сборника – Евгения Кривицкая.
Особую атмосферу встрече создало участие потомка И.Ф.Стравинского, его внучатой племянницы Анастасии Козаченко-Стравинской – российского искусствоведа, историка, куратора, учредителя «Stravinsky Fund».
Хотя произведения Стравинского, его архивы неоднократно исследовались музыковедами разных стран, создано немало монографий, издана переписка, но личность Игоря Федоровича настолько мощна и многогранна, что по сей день дает пищу для исследователей.
Эта дискуссия о наследии композитора – часть образовательного проекта в рамках предпремьерной просветительской кампании в преддверии важного события в театре – премьеры оперы «Похождения повесы» И.Ф.Стравинского (она состоится 19 сентября).
Разговор сопровождался демонстрацией видеохроники, снятой при жизни композитора, розыгрышем экземпляра сборника за наиболее удачные вопросы к авторам. В дискуссии приняли участие гости – известные музыканты и деятели российской культуры: пианист, профессор А.Любимов, режиссер, музыковед Г.Спектор, музыкальный критик, композитор П.Поспелов, дирижер, профессор А.Соловьёв.
Интерес, проявленный музыковедами разных стран и разных поколений к личности Стравинского, служит подтверждением броской фразы П.Булеза «Стравинский жив!». Игорь Федорович, впрочем, позаботился о том, чтобы дать «материал для размышлений» на много десятилетий вперед. «Я не живу ни в прошлом, ни в будущем. Я – в настоящем. Я не знаю, что будет завтра. Для меня существует только истина сегодняшнего дня», – писал он в «Хронике моей жизни». Композитор был переменчив во мнениях, всеяден и любопытен ко всему, что касалось музыки, перепробовал все стили и жанры, совершая смелые заходы на чужие территории. «Быть вместе со временем» – так всегда хотел Стравинский, и нам остается только последовать за ним.
Книгу можно заказать на официальном сайте Издательства «Композитор»