Памяти Анатолия Киселёва

Памяти Анатолия Киселёва

 

memory-kiselev_2020_01.jpgФонд развития творческих инициатив скорбит о безвременном уходе 16 апреля 2020 года члена Правления Союза московских композиторов, заслуженного деятеля искусств Российской Федерации Анатолия Ивановича Киселёва – яркого, самобытного композитора, хоровой жанр в творчестве которого был одним из главных.

Анатолий Киселёв – автор симфонической, камерной, инструментальной, вокально-хоровой, электронной музыки, музыки для театра и кино. Анатолий Иванович в 1970 году закончил Московскую консерваторию, где его педагогами были А.Свешников, А.Шнитке, А.Флярковский. В 1974 году пришёл работать в вокально-инструментальный ансамбль «Добры молодцы» в качестве клавишника и аранжировщика, но уже через год возглавил этот ансамбль как художественный руководитель и оставался им до 1988 года. Позднее начал писать хоровые произведения в православных традициях. В 2007 году по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II написал Гимн православных народов. В 2003 году стал лауреатом Первого Всероссийского конкурса духовной музыки, а в 2006 году был удостоен Российской премии «Национальное достояние».

В своём слове президент фонда профессор А.В. Соловьёв отметил, что: «А.И. Киселёв относился к композиторам, в чьём творчестве, особенно в последний период, заглавное место занимало обращение к духовной музыке. Это и многочисленные отдельные хоровые миниатюры a cappella, так и крупные циклические формы, например "Всенощное бдение"... Киселев – общественный деятель был известен как пропагандист хорового исполнительства, активно принимавший участие в качестве члена жюри международных конкурсов хоровой музыки "Звучит Москва" (многолетний председатель в жюри номинации духовной музыки), а также пользующемся популярностью в России на международном хоровом конкурсе "Хайнувка" в Польше. Камерный хор Московской консерватории под управлением профессора Бориса Тевлина по его приглашению дважды посещал этот фестиваль. В 2003 году на творческом состязании завоевал первое место, но, главное, имел возможность выступить под управлением маэстро Кшиштофа Пендерецкого с опусом ("Херувимская песнь", посвящённого Мстиславу Ростроповичу), а также исполнил кантату "В честь князя Даниила Московского". В 2004 году подготовил монографическую программу из сочинений сэра Джона Тавенера, одного из современных классиков английской музыки, чьё творчество имело ярко религиозную православную направленность. В 2017 году, когда я имел честь возглавлять сразу три хоровых коллектива: Камерный хор МГК, Концертный хор МГИМ имени А.Г.Шнитке и Тульский государственный хор, в репертуаре каждого из хоров прозвучало сочинение Киселева "Pater Noster", на мой взгляд, один из ярких опусов, где достаточно лаконичная форма позволяет проникнуться глубиной художественного мастерства и необыкновенно органичностью хоровой фактуры в самобытном языке композитора».

Перепечатываем одно из интервью А.И.Киселёва и запись «Pater Noster» в исполнении Камерного хора Московской консерватории и Концертного хора МГИМ имени А.Г.Шнитке, дирижёр – Александр Соловьёв, состоявшегося 19 апреля 2017 года в рамках фестиваля «На пересечении прошлого и будущего».

 

 

line

Анатолий Киселёв: «Пока человек живёт – душа будет петь»
Автор: Мария ЛУЧКИНА
https://krasnoyarsk.bezformata.com/listnews/anatolij-kiselyov-poka-chelovek/10838698

memory-kiselev_2020_02XVII Красноярский фестиваль «Весенние хоровые капеллы» подарил Красноярску встречу с творчеством московского композитора, заслуженного деятеля искусств России Анатолием Киселёвым и знакомство с самим мастером. В конце марта в малом зале Красноярской краевой филармонии состоялся концерт, программа которого включала духовные сочинения Киселёва и хоры, написанные специально для детей. Также в Красноярской академии музыки и театра прошли творческие встречи с Анатолием Киселёвым, где присутствующие познакомились с разными гранями творчества композитора и смогли задать интересующие вопросы.

Творческий путь Анатолия Киселёва необычайно разнообразен, по-своему извилист и в то же время раскрывает «перед глазами внимающего» картину музыкальной жизни нашей страны второй половины ХХ – начала XXI века.

Анатолий Иванович окончил Московское государственное хоровое училище, затем – Московскую государственную консерваторию имени П. И. Чайковского. Работал в родном для него Московском хоровом училище, проходил службу в Центральном театре Советской армии. В качестве художественного руководителя возглавлял ВИА «Добры молодцы». Вице-президент Ассоциации электроакустической музыки России, которую организовал в 1989 году вместе с композитором Эдуардом Артемьевым. Член Союза композиторов России, с 2009 года – секретарь Союза композиторов России.

Анатолий Иванович Киселёв – лауреат многих всероссийских и международных конкурсов, в том числе «Евровидения» (1996 г., приз «Золотая Антенна» в категории «Музыка для детей»), обладатель золотой медали Международного хорового фестиваля г. Ниш (Сербия), лауреат Первого Всероссийского конкурса духовной музыки. В начале 1990-х годов Анатолий Киселёв составил и издал первый в России сборник православных песнопений современных русских композиторов. В 2007 году по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II написал гимн православных народов.

– Анатолий Иванович, Ваше творчество включает различные жанры – симфонические и камерно-инструментальные сочинения, духовные и светские хоры, огромное количество сочинений для детей, музыку для кино, мультфильмов и телевидения, электронные композиции. Какая жанровая сфера является для Вас ведущей?

– По своему мироощущению я должен писать только православную музыку. Однако жизнь заставляет композитора работать в разных жанрах. В этом и проявляется его умение, мастерство.

– Каков был Ваш путь к духовной хоровой музыке?

– К традициям духовной музыки я прикоснулся уже в Московском хоровом училище, которое, по сути, продолжило традиции Синодального училища, прежде всего благодаря педагогам. Например, на уроках сольфеджио в качестве музыкальных диктантов мы записывали церковные песнопения.

Как композитор, возможно, я бы пришёл к созданию духовной музыки и раньше, но надо было выучиться, главное – созреть. Должен был появиться некоторый толчок, знак.

После окончания учёбы была работа в Московском хоровом училище, служба в Театре Советской армии, где на некоторое время я стал актёром. В спектакле «Гусарская баллада» с участием Ларисы Голубкиной сыграл роль Владимира Трошина. Затем долгое время моя жизнь была связана с ВИА «Добры молодцы».

Своеобразным творческим рубежом для меня стал 1984 год. У меня родилась дочь Лена. Крестить дочку (а заодно и мою жену) приехал мой педагог и добрый друг Владимир Викторович Ровдо. Примерно в это время состоялось моё знакомство с Патриархом Московским и всея Руси Пименом. На встрече он спросил: «Почему вы не пишите духовную музыку?» Я попросил его благословения. Первым сочинением на этом пути стало песнопение «Богородица Дево, радуйся». Теперь духовная музыка – это основная сфера моего творчества.

– Вы длительное время были руководителем ВИА «Добры молодцы». В академической среде можно встретить скептическое отношение к эстрадной музыке. Как удавалось совмещать в своём творчестве эстрадные и академические грани?

– Я человек серьезный – так отношусь и к академическим жанрам, и к эстраде. Тем более мы пели русские песни. Эти мелодии полюбились огромной аудитории нашей страны. То, что песни из репертуара ансамбля продолжают жить, – лучшее тому подтверждение.

– Как Вы пришли к сфере электронной и компьютерной музыки, повлияло ли на это Ваше участие в ВИА?

– Безусловно. Именно в оснащении ансамбля появлялась техника, которую необходимо было освоить. Меня это очень заинтересовало. Можно сказать, что я в числе первых стал осваивать появившиеся в нашей стране компьютеры, синтезаторы.

– Особое место в Вашей творческой биографии занимает музыка к мультфильмам (более двадцати подобных работ). Какова роль композитора в создании мультфильма?

– Я компьютерный человек, что как раз подходит для мультфильмов. Ведь задействовать целый оркестр для записи «живого» звучания достаточно проблематично. При работе над мультфильмом, конечно, есть определённые рамки: готовая картинка, секундомер. В остальном же мне даётся полная свобода. Мультфильмы, как и кино, могут стать для композитора своеобразной творческой лабораторией, где можно экспериментировать со звуком (тем более имея под рукой возможности компьютерной техники). Например, в мультфильме «Николай Угодник и охотники» (входящем в знаменитую серию четырёх мультфильмов, «рассказанных раёшником» голосом Георгия Вицина) я соединил электронное звучание, народные мелодии и даже фрагменты духовных песнопений.

Отдельно я бы выделил мультфильм «32 декабря», который специально создавался уже под готовую музыку моей одноимённой рок-оперы.

– Кстати, как мне показалось, в одном из рисованных персонажей этого мультфильма можно узнать Ваши черты. Так ли это?

– Вполне возможно, что художник сознательно или непроизвольно отразил черты знакомых людей. Очки, усы – вот уже и мой портрет.

– Этот год для Вас юбилейный. Ваши авторские концерты пройдут в Москве, в других городах России, в Белоруссии, Болгарии, Польше, Италии. И в этом перечне уже состоявшийся концерт в Красноярске, объединивший силы хорового ансамбля солистов «Тебе поемъ» (худ. рук. Константин Якобсон), хора учащихся Красноярского колледжа искусств им. П. И. Иванова-Радкевича и детских коллективов города. Что Вы скажете об уровне хорового исполнительского искусства в Красноярске?

– Потрясающий концерт! Я поражён. В Красноярске существует настоящая хоровая школа. И велика в этом заслуга ректора Красноярской государственной академии музыки и театра Константина Якобсона. Одним из ярких свидетельств активной хоровой «жизни» города Красноярска, безусловно, является проходящий фестиваль «Весенние хоровые капеллы».

– Как началось Ваше творческое сотрудничество с ансамблем солистов «Тебе поемъ»?

– Наше знакомство состоялось в Москве, где я передал Константину Якобсону ноты своих сочинений. Через год ансамбль «Тебе поемъ» уже приехал с исполнением номеров из моего «Всенощного бдения». Коллектив представлял это произведение в Троице-Сергиевой лавре и в Джорданвилле (США) – в Центре русского православия за рубежом перед приснопамятным митрополитом Лавром. На нынешнем концерте в Красноярске я вновь смог насладиться тонким, мастерским исполнением фрагментов из «Всенощного бдения» в исполнении «Тебе поемъ». Ансамбль не устаёт меня удивлять: актёрские находки при исполнении хора «Гармоника» в завершении первого отделения стали для меня приятным сюрпризом.

– Целое отделение красноярского концерта было посвящено детским хоровым сочинениям. Это и весёлые, шуточные истории, и обращение к классической поэзии (цикл «Седмины Александра Пушкина»), к народным текстам, и воплощение христианских сюжетов (цикл «Рождественские песни»). Почему такое внимание именно к детской музыке?

– Музыка для детей – важная часть моего творчества. Почему? Трудно объяснить… Детей не обманешь. Важно, чтобы детская музыка была искренней, честной. Наверное, поэтому она меня так привлекает.

– Будучи секретарём Союза композиторов России, Вы наверняка наблюдаете за творчеством нового поколения композиторов. По какому пути идут творцы новой академической музыки в России?

– Пути очень разные. Многие сейчас хотят эпатировать в духе «концерта для пишущей машинки» (хотя и это уже давно пройденный этап). По всему миру проходит огромное количество фестивалей современной музыки, куда каждый желающий может подать заявку. И чтобы там ни «творилось» авторами – всё считается «музыкой». Есть молодые композиторы, работающие в традиции, – это мне ближе. Я люблю мелодию, красивую гармонию – наверное, поэтому ещё до сих пор и не сошёл с ума в этом безумном мире.

– Композитор в XXI веке, пожалуй, одна из сложнейших профессий в плане самоопределения. Есть мнение, что «всё уже написано» и, может быть, пора остановиться, ведь многочисленные эксперименты ХХ века превратили музыку из искусства в «объект для препарирования».

– Тут будет уместно вспомнить книгу нашего замечательного композитора Владимира Мартынова «Конец времени композиторов».

– Неужели действительно можно говорить о конце «эпохи композиторов»?

– По моему мнению – всё-таки нет. Человек всегда пел, ведь изначально душа выражает себя именно через музыку. Душа-христианка не может проявлять себя в скрежете или в чём-то неэстетичном. Поэтому мелодия была, есть и будет. Пока человек живет – душа будет петь, а значит – будет и место композитору.

Этот сайт использует файлы cookie и метаданные. Продолжая просматривать его, вы соглашаетесь на использование нами файлов cookie и метаданных в соответствии с Политикой конфиденциальности.
Продолжить