«Запечатленный Ангел» в Боровске и Калуге
4 декабря 2017 года в Районном Доме культуры города Боровска и 5 декабря 2017 года в Инновационном культурном центре города Калуги был показан спектакль – хоровая опера Родиона Щедрина «Боярыня Морозова». Спектакль был включён в маршрут шествующего по стране (со 2 по 16 декабря) фестиваля «Запечатленный Ангел», посвящённого 85-летию со дня рождения и 70-летию творческой деятельности композитора Родиона Щедрина. Фестиваль повторяет название одного из его произведений.
Это одно из самых вдохновенных произведений композитора. В основе его лежит повесть Николая Лескова об артели мастеров-староверов, теряющих свою главную икону – Ангела-хранителя. Лик его осквернён, Ангел запечатан, «запечатлён» сургучной печатью чиновника, но… происходит чудо. Божественный лик освобождается от скверны. Здесь скрыт определённый символ – «Россия запечатленная», закрыты её высокие мистические силы, как говорит Лесков: «Ангел в душе живёт, но запечатлён, а любовь освободит его».
Концерты прошли по всей России от Санкт-Петербурга до Владивостока и завершились в Москве в день рождения Р. Щедрина 16 декабря. У фестиваля образовательная и просветительская роль – познакомить молодых исполнителей с музыкой современного композитора-классика. Нижний Новгород, Санкт-Петербург, Красноярск, Саратов, Оренбург – города, в которых музыканты откликнулись на событие своим непосредственным участием – представили программы из произведений Щедрина. В Калуге концерта из произведений композитора не было, в Калугу был привезен спектакль, поставленный студентами ГИТИСа. Конечно, Боровск и Калуга должны были быть представлены в списке городов этого фестиваля, т.к. именно на калужской земле происходили те трагические события истории нашей страны.
А фестивали, посвященные музыке Родиона Щедрина, проходили уже не раз: во Франции, Германии, Финляндии, России к его 65–летию. 70–летний юбилей отметили фестивалем в Москве и Санкт- Петербурге. В это же время в Америке (в Карнеги-холл) состоялась премьера его симфонических этюдов для оркестра «Диалоги с Шостаковичем», а в Нью-Йорке прозвучала мировая премьера оперы «Очарованный странник» по повести Н. Лескова. (Нью-Йорк, 2002) Дирижёр Л. Маазель охарактеризовал эту музыку одним словом – шедевр (masterpiece). В 1988 году они с Майей Плисецкой участвовали в советско-американском фестивале «Делаем музыку вместе». Второй его концерт для оркестра «Звоны» написан по заказу к юбилею Нью-Йоркской филармонии, где любят его музыку и считают её важным вкладом в современное музыкальное искусство. В Америке состоялись премьеры таких его сочинений как «Старинная музыка российских провинциальных циклов» – третий концерт для оркестра (Чикаго, 1989), Концерт для трубы с оркестром ( Питтсбург, 1993).
Творческий путь Щедрина продолжается 70 лет. Его девиз – «Большая музыка для большой аудитории». Из его современников никому не удалось в своём творчестве ТАК развить тему родной страны, как ему. Уже в консерватории (где он занимался на двух отделениях: композиторском и фортепианном) он проявляет большой интерес к фольклору. Его первый фортепианный концерт использует яркие интонационные и ритмические особенности русской частушки. Щедрин не считает её низменным жанром народного творчества. И в своём творчестве он, оригинально используя музыкальные народные элементы, органично вплетает их в свои композиции, создавая синтез (полистиль). Критики отмечали, что в этом ему не было равных. Он – композитор-экспериментатор, владеющей своей особой техникой музыкальной композиции. На основе частушки созданы блестящие опусы: опера «Не только любовь» и первый концерт для оркестра «Озорные частушки».
В 22 года, ещё студент консерватории, Щедрин начинает свое сотрудничество с Большим театром, в котором впоследствии состоятся премьеры его пяти балетов, посвященных блистательной балерине и жене Майе Плисецкой («Конёк – горбунок», «Кармен-сюита», « Анна Каренина», «Чайка», Дама с собачкой») и двух опер («Не только любовь» и «Мёртвые души»).
Щедрин в середине 80-х годов создаёт произведения, посвященные 300-летию И.С.Баха. «Музыкальное приношение», которое поразило всех масштабностью (для органа, 3-х флейт, 3-х фаготов и 3-х тромбонов) – своеобразный памятник великому композитору. Имя Родиона Щедрина ценят профессионалы и любителей классической музыки Германии. Он – почётный член-корреспондент Баварской Академии изящных искусств, член Берлинской Академии искусств. И премьеры многих его сочинений состоялись в Германии.
Несмотря на мировое признание, Щедрин говорит: «Я – русский человек, все мои корни здесь…». Внук священника (г. Алексин, Тульской области) с самого детства Родион был окружён музыкой. Его отец был известным лектором-музыковедом. В доме Щедриных постоянно звучала музыка и это была та среда, которая формировала и питала пристрастия и вкусы будущего композитора. Гордостью семьи было фортепианное трио, в котором участвовал отец и его дяди, которые виртуозно владели игрой на музыкальных инструментах и часто давали домашние концерты. Война, эвакуация, потом Хоровое училище А. Свешникова, Московская консерватория – годы общения с музыкой. С 15 лет появляется желание выразить себя, своё мироощущение через музыку, музыку русскую, пронизанную истинно народными интонациями.
Его хоровая опера Боярыня Морозова – ещё одно подтверждение этому. «Я всю жизнь мечтал о «Боярыне Морозовой», настолько она наша, национальная, что делать её надо было обязательно в Москве, иностранцы могут не понять нашей души». Я написал либретто, музыку в конце июля (2006), а в конце октября уже состоялась премьера». Премьера оперы «Боярыня Морозова» состоялась в 2006 году в Большом зале консерватории силами Камерного хора Московской консерватории под управлением Б.Г.Тевлина. Впоследствии, в 2008 году, это исполнение (под управлением Б.Г.Тевлина ) было удостоено престижной немецкой премии « Echo Klassik-2008» в категории «Лучшее оперное исполнение года». Либретто основано на подлинных литературных материалах: «Житие боярыни Морозовой, княгини Урусовой и Марии Даниловой» и «Житие протопопа Аввакума, писем Аввакума к своим духовным дочерям Морозовой и Урусовой и его же «Слова плачевного о трёх исповедальницах». Идея обдумывалась композитором многие годы.
Почему именно история раскола заинтересовала Родиона Щедрина? «У меня давно была мечта, можно сказать, идея фикс, написать оперу на этот сюжет. Истории раскола сейчас 350 лет, и только в 1971 году Синод Русской православной церкви снял анафему с раскола, а в 1973 это сделал Синод Русской зарубежной церкви». Композитор считает, что времена связаны цементом, и ничего не забывается, незаживающие раны прошлого кровоточат, порой, и по сей день.
Многие в наше время уже давно забыли, в чём суть раскола, а имя Боярыни Морозовой помнят лишь как героини картины В. Сурикова «Боярыня Морозова». Морозова – легендарная личность, оставившая след в истории своего государства. Эта женщина стала воплощением бесстрашия и упрямства, борцом за свои принципы и идеалы, а благодаря картине Сурикова помнить о ней будет ещё не одно поколение.
Морозова Феодосия Прокопьевна (1632- 1675) – верховная дворцовая боярыня (род Морозовых входил в десятку знатных российских родов, и имел такое же право на престол, как и род Романовых), была арестована за привержен к «старой вере», сослана в Пафнутьево-Боровский монастырь и посажена в монастырскую тюрьму, где и умерла от голода. Она стала символом борьбы раскольников-староверов против «никонианцев».
Причин раскола несколько: это не только внешняя – изменение обряда, (западные введения в православие), но и экономическая – усиление закабаления крестьян (крепостничество). Русские цари и священство всегда воспринимали Запад (Европу) как эталон для подражания (по их мнению, именно оттуда шло всё новое и прогрессивное). И реформа Никона это старалась воплотить в жизнь общества того времени, не задумываясь особенно о способах воплощения, делая это грубо, авторитарно, что и привело к расколу. Простой народ отказался принимать новшества. Вместе со своим лидером протопопом Аввакумом они стали раскольниками – староверами; шли на смерть, но не отрекались от своих убеждений. По приказу царя раскольников отправляли в ссылку, сжигали в избах, на кострах, пытали на дыбах, бросали в земляные тюрьмы (глубокие ямы или подвалы с крысами).
Такая участь ждала и боярыню Морозову. Царь пробовал влиять на упрямую сударыню, подсылал к ней её родственников, но все было напрасно. Морозова стояла на своём. Она тайно приняла постриг у старообрядцев, получила новое имя – Феодора, тем самым доказав окружению, что остаётся верна старой вере. Она, принадлежа к знатной властной верхушке, общалась с простыми людьми, чем вызывала нарекания со стороны знати. Всегда была расположена к нищим, юродивым, подавала им милостыню. В её доме нередко собирались старообрядцы для молитв по древнерусским канонам у старообрядческих икон. Она тесно общалась с протопопом Аввакумом, апологетом старой веры. Носила «власяницу» для усмирения плоти. Царь знал об её убеждениях. Феодосия всячески избегала церковных и светских мер (она даже не присутствовала на свадьбе Алексея Михайловича, сказавшись больной).
Высочайшее положение Боярыни Морозовой не позволяло ее так просто наказать, но терпению Алексея Михайловича подходил конец. Царь велел арестовать Феодосию, отобрать у неё имения и земли, выслать из Москвы, если она не отречётся от старой веры. Она отказалась и тем сознательно обрекла себя на нищету, голод и верную смерть. Во имя веры она принесла такую жертву, на которую только способен человек – богатство, почёт и саму жизнь.
Народ признал Морозову своей заступницей, т.к. она добровольно отказалась от богатства, роскоши и сравнялась с простыми людьми. Её сила самопожертвования нравственно оказалась выше физической силы (государства) угнетающей и калечащей других. «Огнем да кнутом, да виселицей хотят веру утвердить! Которые – то апостолы научили так?» – вопрошал Аввакум. Боярыня Морозова и протопоп Аввакум стали символами сопротивления.
Власть видела в раскольниках врагов не только церкви, но и государства, а раскольники считали церковь и государство, отпавшие от веры отцов, порождением Антихриста. Проблемы раскольников состояли в отсутствии у них «столь гибкой совести», какая нужна была власти. Гибкость совести – важное качество для подданных любой деспотии. Староверы уходят в подполье, живут в маленьких уездных городах подальше от центра, отправляются в глухие места Севера и Сибири, если есть возможность, уезжает из страны. Они стали alter ego России видимой, которая жила по табели о рангах и связывала успех лишь с верной службой государю и господину. Они выработали свою модель жизни, жизни в общине, но личность в ней не растворялась, а наоборот, максимально стимулировалась и отвечала за всех и перед всеми, тем самым создав возможность развития личности ответственной и инициативной. Это было полной противоположностью существующему общественному укладу в государстве, где всё было придавлено громадной государственной машиной.
Такой драматичный исторический материал – благодатный материал для художественного произведения. Этот сюжет и стал основой хоровой оперы Щедрина «Боярыня Морозова». Её театрализованное представление (выпускниками и студентами ГИТИСА) и было показано в Калуге. Но… столь яркое музыкальное событие не стало ярким впечатлением для тех немногих слушателей, пришедших на концерт в ИКЦ в Калуге. Новая классическая музыка – это непростой материал для обычного среднестатистического слушателя, желающего приобщиться к МУЗЫКЕ. Слушатель часто не мог понять и разобрать текст (на старорусском). Не было ничего, что могло бы ввести слушателя в сюжет (программки с текстом, или звучащего текста перед частями). Было активное действие на сцене, была не очень привычная музыка, сопровождающая действие на сцене и отсутствие доходчивого текста. Ощущение такое, что ты в зале и частично отделён от происходящего. Немое кино, некоторые обозначили это как «вещь в себе». Формально – мероприятие было проведено, но… Формальность – это не то, что может сопровождать исполнение классической музыки, формальность может просто убить зарождающий интерес публики к ней. Такие концерты надо (предварительно) тщательно готовить, учитывать то обстоятельство, что аудитория таких концертов и спектаклей – это не столичная музыкальная элита.
Мы вспомнили, благодаря спектаклю, о героине того времени боярыне Феодосии Морозовой. В истории ничего не проходит бесследно. Сейчас все чаще говорят и вспоминают про старообрядцев, интересуются их жизнью и… Владимир Путин, глава государства, впервые за 350 лет посетил резиденцию митрополита РСПЦ. Идёт процесс возвращения к истинно русским традициям.
Людмила Ильина, музыковед