Фото Юлия КОСТИНА
С 7 по 20 мая 2018 года Московская государственная консерватория имени П.И.Чайковского проводит VI Международный открытый фестиваль искусств «Дню Победы посвящается…», удостоенный за 2017 год премии Министерства обороны РФ в области культуры и искусства как победитель в номинации «Культурно-просветительские проекты».
Идея создания фестиваля возникла из потребности осмыслить тему Великой отечественной войны через существующие в самых различных жанрах произведения искусства.
Девиз «Дню Победы посвящается…»–2018: «В мире нет таких вершин, что взять нельзя» – строка из поэтического наследия Владимира Высоцкого, в чьём творчестве отдельное и важное место занимает тема войны. Центральный концерт 9 мая так и называется: «Дорогами Высоцкого». В Малом зале консерватории прозвучат многие любимые песни в специальных аранжировках, а также оригинальные сочинения на тексты поэта, сочиненные специально для проекта.
На протяжении всех лет фестиваль активно поддерживает Фонд памяти полководцев Победы и лично Наталья Родионовна Малиновская, подготовившая для буклета материал о неизвестных исторических фактах, связанных со Сталинградским сражением 1943 года.
Резонанс одного из фрагментов текста имеет конкретное воплощение в настоящем и связан с идеей Бессмертного полка: «Наверное, у каждого, кто воевал, была безошибочно распознаваемая минута, когда он знал: вся война сейчас зависит от него одного, от того, что и как он сделает в эту минуту, здесь, на крохотном куске земли, у безвестного хутора, у речки, имя которой, кроме здешних хуторян, никому неведомо».
Буклет «Дню Победы посвящается…» 2018 года (PDF, 7,22 Мб)
На открытии 7 мая в Большом зале консерватории пронзительное звучание Седьмой симфонии Д.Шостаковича в исполнении Госкапеллы России под управлением Народного артиста РФ, профессора Валерия Полянского задаст высокий художественный камертон всему фестивалю «Дню Победы посвящается…».
Счастлив и рад, что мне доверили открывать фестиваль «Дню Победы посвящается…», и я имею возможность еще раз прикоснуться к этой великой симфонии и как бы заново пересмотреть партитуру. Всякий раз, дирижируя ее, открываю для себя что-то новое.
Седьмую симфонию часто называют симфонией Победы, Но я ее так не мыслю – скорее симфония борьбы или симфония надежды. Вспомним, шел 1941 год, самое тяжелое время – начало войны. Все думали и мечтали о победе, но все шло через преодоление несчастий, обрушившихся на нашу страну.
Мой отец воевал и потом мне рассказывал, как это было тяжелое время, и как люди надеялись и верили, что в конце концов победа будет за нами.
Я не мыслю музыку Шостаковича вне времени ее создания, вне идеологии. Как возможно оторвать Шостаковича от тех событий, когда он участвовал в обороне Ленинграда, дежурил на крыше и гасил зажигалки. Как его можно оторвать от того Ленинграда, который был тогда? Не случайно его называли «рупором нашей эпохи».
В статье «Моя Седьмая симфония» композитор писал: «Первая часть этого произведения была мною закончена 3 сентября, вторая – 17 сентября, а третья – 29 сентября. Сейчас я заканчиваю последнюю, четвертую часть. Я никогда не сочинял так быстро, как сейчас». Симфония неотделима от Ленинграда.
В предисловии к партитуре приведены очень важные слова композитора о тех дня и о тех чувствах, которые он испытывал. «Свою Седьмую симфонию я написал быстро. Я не мог ее не писать. Кругом шла война. Я должен был быть вместе с народом, я хотел создать образ нашей сражающейся страны, запечатлеть его в музыке. С первых дней войны я сел за рояль и начал работать. Работал напряженно, мне хотелось написать произведение о наших днях, о моих современниках, которые не жалели сил и жизни во имя победы над врагом. В перерывах между работой я выходил на улицу и с болью и гордостью смотрел на любимый город. Он стоял опаленный пожарами, испытавший все страдания войны. Ленинград боролся. Это была мужественная борьба».
В воспоминаниях современников и высказываниях самого композитора сохранилось немало интересных подробностей, связанных с созданием симфонии, с обстановкой, в которой ему приходилось работать. В эти дни Шостакович вместе с педагогами и студентами Ленинградской консерватории почти ежедневно выезжал на строительство оборонительных укреплений на подступах к городу. В августе, работая над первой частью симфонии, композитор жил в здании консерватории, на казарменном положении, в качестве бойца противопожарной команды.
6 сентября 1941 года, выступая по ленинградскому радио, Шостакович сказал: «Мои дорогие друзья! Я говорю с вами из Ленинграда, в то время как у самых ворот его идут жестокие бои с врагом. Я говорю с фронта. Час тому назад я закончил партитуру двух частей большого симфонического сочинения. Если это сочинение мне удастся написать хорошо, удастся закончить третью и четвертую части, то тогда можно будет назвать это сочинение Седьмой симфонией, – говорил он под грохот разрывающихся на улицах снарядов. – Для чего я сообщаю об этом? Для того чтобы радиослушатели, которые слушают меня сейчас, знали, что жизнь нашего города идет нормально. Все мы несем сейчас свою боевую вахту... Советские музыканты, мои дорогие и многочисленные соратники по оружию, мои друзья! Помните, что нашему искусству грозит великая опасность. Будем же защищать нашу музыку, будем же честно и самоотверженно работать».
Шостакович пытался давать названия частей (первая часть – «Война», вторая часть – «Воспоминание», третья часть – «Родные просторы», четвертая часть – «Победа»), но потом отказался, и мне кажется, что каждый должен услышать в музыке что-то свое.
У меня случайно сохранилась открытка, которую мне преподнесли 27 сентября 1996 года. «К прослушиванию 7-й симфонии Д.Д. Шостаковича с неоднократным выражением уважения и восхищения советской музыкальной интеллигенцией, работавшей с довоенного времени и их сегодняшними последователями, за непревзойденную защиту в неимоверно трудных условиях завоевания цивилизации на земле социализма. Из прежних и постоянных почитателей советской музыки. Инженер Иваненкова – дирижеру, народному артисту Полянскому и Государственной симфонической капелле России, исполнителям 7-й симфонии Шостаковича на концерте, посвященном 90-летию Шостаковича». Кстати, это было мое первое публичное исполнение этой симфонии.
Понимаете, всё, что связано с войной, боли, и потери – свято для всех нормальных людей. То, что я родился в семье фронтовика, дало мне собственный опыт переживания. Память важна. Великое счастье, что мы имеем такое сочинение, которое не позволяет нам забывать о тех страшных днях, заставляет еще раз окунуться в них. Это особенно актуально для сегодняшней молодежи, которая отдалена уже несколькими поколениями от событий Второй мировой войны. Правильно говорят – человек, не знающий своего прошлого, неполноценен.
Я процитирую еще раз слова Д.Д. Шостаковича: «Мне хотелось создать произведение о наших днях, о нашей жизни, о наших людях, которые становятся героями, которые борются во имя торжества нашего над врагом, которые делаются героями и побеждают. Работая над симфонией, я думал о величии нашего народа, о его героизме, о лучших идеалах человечества, о прекрасных качествах человека, о нашей прекрасной природе, о гуманизме, о красоте. Во имя всего этого мы ведем жестокую борьбу». Точнее сказать нельзя.
Проект «Баллада о неизвестном солдате», запланированный на 8 мая в Рахманиновском зале, станет данью памяти выдающегося выпускника Московской консерватории, почти полвека проработавшего в Туле – Народного артиста РФ И.А. Михайловского, в годы войны лётчика-инструктора, командира звена. Теме войны отдадут дань юные музыканты – Хор Центра одарённых детей Тульской области «Мастерская талантов» и воспитанники Тульского суворовского военного училища.
История страны, ее культуры складывается из судеб отдельных личностей. Жизнь и творчество Иосифа Александровича Михайловского – дирижера, композитора, общественного деятеля – открывает интересные страницы не только в его биографии, но и биографии многих известных артистов, коллективов, с которыми он сотрудничал в течение жизни. Летчик, расстающийся с профессией из-за страстной любви к музыке, выпускник Московской консерватории, который бросает столицу, чтобы «понять» культурный уровень провинции - пример И.Михайловского показателен для эпохи СССР, где героизм, самопожертвование было нормой жизни.
Иосиф Александрович Михайловский родился 1 февраля 1920 года в городе Харькове. Молодые его годы прошли под рокот авиационных моторов. С 1937 по 1940 год учился в Военном училище имени М.Расковой в городе Энгельсе, с 1940 по 1945 год был летчиком-инструктором, командиром звена. Выполнял работу по доставке оружия и боеприпасов партизанам на ночных бомбардировщиках. За всю войну подготовил 500 лётчиков-истребителей.
В 1946 году Михайловский решает связать свою судьбу с музыкой: поступает в Саратовскую консерваторию. В его личном деле сохранилась просьба к руководству консерватории дать ему справку с оценкой его музыкальных способностей, чтобы иметь основание просить об отчислении из рядов Советской Армии. Спустя год он переводится в Московскую консерваторию к профессору В.П.Мухину.
По окончании, в 1952 году, молодой выпускник приехал в Тулу, где был назначен художественным руководителем и главным дирижером Тульского государственного хора. Спустя пять лет он получает пост директора Тульской областной филармонии, став одновременно ее художественным руководителем. Здесь он проработал бессменно 36 лет.
Возглавляя параллельно Тульский государственный хор И.А.Михайловский подготовил и исполнил с коллективом на концертных площадках многих городов страны более тысячи произведений отечественной и зарубежной классики. В 1957 году коллектив стал лауреатом Всесоюзного фестиваля музыкальных и хоровых коллективов в Москве, обрел широкую известность, непрерывно расширял свой творческий диапазон. Многие годы музыкант сотрудничал с выдающимися композиторами: Я.Френкелем, М.Фрадкиным, А.Эшпаем, А.Новиковым, В.Мурадели, А.Флярковским и другими.
Как композитор, И.А. Михайловский написал целый ряд крупных вокальных произведений для хора: «Народ – герой», «Октябрь» – на слова Ю.Щелокова, сюиту «Земля Тульская» – на слова В.Лазарева. Написаны и многочисленные песни о городе Туле и его тружениках на стихи Л.Кондырева, В.Лазарева, В.Ходулина: «Зареченский вальс», «Первый снег», «Листопад» и другие. Песня «Зареченский вальс» стала поистине своеобразным лирическим «гимном» Тулы.
Под руководством И.А. Михайловского филармония стала одной из лучших в России. Благодаря его личным творческим связям и невероятной работоспособности, Тула была избалована гастролями блистательных исполнителей с мировыми именами. На сцене Тульской областной филармонии выступали такие артисты, как: Э.Гилельс, С.Рихтер, Д.Ойстрах, Н.Петров, М.Плетнёв, Б.Штоколов, В.Левко, Е.Образцова, М.Биешу, Е.Нестеренко и другие. В этот период в стенах филармонии начинали свой творческий путь В.Мулерман, А.Барыкин, В.Легкоступова, А.Хоралов.
Михайловский открыл дорогу в большое искусство Анатолию Кроллу – народному артисту, едва ли не лучшему российскому джазовому дирижеру и композитору; Борису Санкину – тоже народному артисту России, блистательному балетмейстеру, руководителю ансамбля танца «Ритмы планеты»; Владимиру Макарову – замечательному исполнителю современной лирической песни; исполнительнице русских и цыганских романсов Валентине Пономарёвой, чьи концертные программы получали восторженные оценки публики и специалистов. И.А.Михайловский всегда был полон идей, по его инициативе проводились песенные фестивали, начала осуществляться планомерная программа музыкально-эстетического воспитания детей.
В 1967 году И.А.Михайловскому было присвоено почетное звание заслуженного деятеля искусств РСФСР, а в 1988 году – народного артиста России.
В последний период деятельности, когда И.А.Михайловскому пришлось оставить директорский кабинет и дирижирование хором, он со всегдашним азартом и смелостью принялся создавать новое дело – оперную студию, которой руководил с апреля 1994 года и до конца своих дней. Опираясь на опыт концертного исполнения хором оперы С.Рахманинова «Алеко», он успел познакомить туляков с поставленной в студии оперой П.Чайковского «Евгений Онегин», увлеченно репетировал сцены из «Русалки» А.Даргомыжского, «Царской невесты» Н.Римского-Корсакова, «Демона» А.Рубинштейна…
21 февраля 1996 года оперная студия исполнила «Евгения Онегина». На представление оперы дирижировать должен был приехать Иосиф Александрович, но он так и не появился. Перед самым выступлением сообщили, что он внезапно заболел. А 26-го утром пришла скорбная весть о его смерти.
За выдающиеся заслуги в деле музыкального просветительства и в связи с 80-летием со дня рождения в феврале 2000 года Тульской областной филармонии было присвоено имя И.А.Михайловского.
9 мая в Малом зале консерватории будет повторение опыта включения творчества Владимира Высоцкого в академическую среду. Кроме органа в программе полноправным участником станет Камерный хор Московской консерватории. По предложению его художественного руководителя, профессора Александра Соловьёва арками-скрепами станут авторские хоровые вокализы, созданные нашими современниками – В.Агафонниковым, К.Бодровым, а также С.Екимовым, сочинившим специально для этого вечера Вокальный триптих на тексты Высоцкого.
Истинная ценность искусства понимается с дистанции. Отмечая в этом году 80-летие со дня рождения Владимира Высоцкого, мы по-новому вслушиваемся в его песни, примеряя уже к сегодняшнему дню.
Ещё при жизни артиста его песня вышла за рамки бардовского исполнения под гитару - в 1974 году Владимир Высоцкий записал на Всесоюзной студии грамзаписи пластинку в сопровождении инструментального ансамбля «Мелодия» под управлением Г. Гараняна. Позднее альбомы с различными вариантами аранжировок (от парного дуэта гитар до оркестра) появились во Франции, Канаде.
Сейчас, когда Высоцкого исполняют многие – и драматические актеры, и эстрадные звезды – облик песен разительно трансформируется, ведь каждый добавляет нечто свое: вспомним, как пронзительно-лирично пел Вахтанг Кикабидзе «Песню о друге», привнося мудро-философскую интонацию.
Владимир Высоцкий в стенах Московской консерватории, наверное, прозвучит впервые. Идея возникла как продолжение концерта, состоявшегося в декабре 2017 года в Подольске в рамках фестиваля «Дорогой Высоцкого»: тогда его песни соединились с органным аккомпанементом, и возник необычный контекст, почти сакральный, усиленный еще и тем, что в качестве интермедий в некоторые песни были включены фрагменты из хоральных прелюдий И.С.Баха.
Говоря об этом фестивале, его главный участник – актер, директор Дома Высоцкого на Таганке Никита Владимирович Высоцкий так сформулировал концепцию: «Сейчас наступило время таких проектов. Возникает ощущение единения не просто поклонников Высоцкого, а единение времени нашего и времени, когда происходили эти концерты. У людей, которые родились в 90-х годах, просыпается интерес к этому времени. Им можно рассказать о том, какое огромное количество людей жило и дышало искусством, культурой... Если этого сейчас не сделать, нынешнее поколение недополучит, а значит, потом и следующие тоже не получат. Такой разрыв времен уже был – в 1917 году, и мы до сих пор пожинаем плоды. Высоцкий в этом смысле универсален как то, что объединяет и соединяет. Он – это такая объективная реальность: всегда можно включить и послушать».
Тематика фестиваля «Дню Победы посвящается...» предопределила выбор круга песен, посвященных войне. Общеизвестно, что о лихолетье 1941-1945 Высоцкий писал под впечатлением от рассказов фронтовиков, прежде всего своего отца. Но как ему удавалось так тонко уловить нерв тех событий? Как считает Андрей Гавриловский, директор Музея Высоцкого в Екатеринбурге, «Высоцкий ведь не фантазировал, а писал о том, что видит вокруг. Он их даже называл зарисовками: записывал какую-то реальную историю, а потом перекладывал её на стихи. Так что за всеми песнями стоят реальные живые люди. Поэтому и его военные песни так остро воспринимаются, что в них не абстрактные сражения, а история, увиденная глазами конкретного человека, её прожившего. У меня в организации работает человек, который служил офицером в Афганистане, и он рассказывал, что песни Высоцкого помогали переносить все невзгоды, просто помогали выжить. Уходя на дембель, передавали кассеты с песнями Высоцкого новобранцам».
В легендарном спектакле театра на Таганке «Павшие и живые», где Высоцкий играл сразу несколько ролей, зажигали Вечный огонь в честь «не вернувшихся из боя». 9 мая 2018 мы почтим их память и воздадим славу песням Владимира Высоцкого, нетленно прибывающим с нами.
Звучание эстрадно-симфонического оркестра – новая краска в разножанровой палитре фестиваля. Проект «Я люблю тебя жизнь!» с популярными песнями войны подготовлен по инициативе Александра Клевицкого в сопровождении руководимого им Академического Большого Концертного оркестра им. Ю.В. Силантьева.
Традиционно в концертах принимают участие армейские творческие коллективы. В 2018 году им доверено закрывать фестиваль 20 мая в Большом зале консерватории. Среди них: Академический ансамбль песни и пляски Российской армии имени А.В. Александрова (начальник ансамбля – художественный руководитель – полковник Геннадий Саченюк) и Военно-музыкальное училище имени В.М. Халилова (начальник – заслуженный артист РФ Александр Герасимов).
Региональная программа фестиваля с 2015 года активно развивается, вбирая в свою орбиту новые направления: Алексин, Боровск, Нижний Новгород, Красноярск, Самара, Саратов, Санкт-Петербург, Тула, Улан-Удэ… Среди них особое место занимает традиционная «Вахта памяти», организуемая Московской консерваторией в Смоленске.
Фестиваль «Дню Победы посвящается…» задуман как ежегодная акция, не приуроченная специально к круглым датам. Поскольку есть события в истории России, которым мы должны отдавать дань памяти вне зависимости от юбилейности – по велению сердца и совести. К таким, безусловно, относится годовщина Дня Победы в Великой Отечественной войне.
Организаторы фестиваля: Московская государственная консерватория имени П.И.Чайковского при поддержке Министерства культуры РФ, Департамента культуры Министерства обороны РФ, Российского музыкального союза, Фонда развития творческих инициатив и критико-публицистического журнала «Музыкальная жизнь».
Художественный руководитель фестиваля – лауреат Премии Правительства Москвы, профессор Александр Соловьёв.
7 мая, понедельник
Большой зал консерватории
«СИМФОНИЯ ПОБЕДЫ»
ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЧЕСКАЯ СИМФОНИЧЕСКАЯ КАПЕЛЛА РОССИИ
Художественный руководитель – Народный артист РФ, профессор Валерий ПОЛЯНСКИЙ
8 мая, вторник
Рахманиновский зал консерватории
«БАЛЛАДА О НЕИЗВЕСТНОМ СОЛДАТЕ»
Памяти выпускника Московской консерватории, Народного артиста РФ И.А.МИХАЙЛОВСКОГО
ТУЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ХОР
Дирижёр – лауреат Международных конкурсов Сергей СИДОРЕНКО
Детский хор Центра одарённых детей Тульской области «МАСТЕРСКАЯ ТАЛАНТОВ»
Руководитель – Заслуженный работник культуры РФ Любовь ПЛУГАТАР
ТУЛЬСКОЕ СУВОРОВСКОЕ ВОЕННОЕ УЧИЛИЩЕ
Начальник – Дмитрий САКСЕЕВ
9 мая, среда
Малый зал консерватории
«ДОРОГАМИ ВЫСОЦКОГО»
К 80-летию Владимира ВЫСОЦКОГО
КАМЕРНЫЙ ХОР МОСКОВСКОЙ КОНСЕРВАТОРИИ
Художественный руководитель – профессор Александр СОЛОВЬЁВ
Никита ВЫСОЦКИЙ, Кристина АГЛИНЦ, Сергей ЕКИМОВ,
Евгения КРИВИЦКАЯ, Пётр ТАТАРИЦКИЙ, Шино ХИДАКА (Япония)
10 мая, четверг
Большой зал консерватории
«Я ЛЮБЛЮ ТЕБЯ ЖИЗНЬ!»
АКАДЕМИЧЕСКИЙ БОЛЬШОЙ КОНЦЕРТНЫЙ ОРКЕСТР ИМ. Ю.В.СИЛАНТЬЕВА
Художественный руководитель и главный дирижер – Заслуженный деятель искусств РФ Александр КЛЕВИЦКИЙ
20 мая, воскресенье
Большой зал консерватории
ЗАКРЫТИЕ ФЕСТИВАЛЯ
АКАДЕМИЧЕСКИЙ АНСАМБЛЬ ПЕСНИ И ПЛЯСКИ РОССИЙСКОЙ АРМИИ имени А.В.АЛЕКСАНДРОВА
Начальник ансамбля и художественный руководитель – Заслуженный работник культуры Российской Федерации, полковник Геннадий САЧЕНЮК
ВОЕННО-МУЗЫКАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ имени В.М.ХАЛИЛОВА
Начальник – Заслуженный артист РФ Александр ГЕРАСИМОВ