В 2017 году весь мир праздновал 85-летие выдающегося современного композитора Родиона Константиновича Щедрина. Среди юбилейных концертов и фестивалей заметный след оставил Всероссийский фестиваль «Запечатленный ангел», прокатившийся по 14 городам, от Владивостока до Cанкт-Петербурга. В его программы вошли хоровые, оркестровые, камерные, фортепианные сочинения, представившие многообразие творческих достижений композитора.
В инициировавшей фестиваль Московской консерватории – Alma Mater композитора, где ныне он является Почётным профессором и членом Попечительского совета, возникла потребность подвести итог музыкального марафона, выбрав наиболее яркие и удачные исполнения. Так сложилась концепция диска, отражающая разные сферы художественных интересов Р.К.Щедрина, его «лики». «Музыка Родиона Щедрина – вне зависимости от жанровой направленности безупречна по стилю, – подчеркивает художественный руководитель фестиваля «Запечатленный ангел», профессор А.В.Соловьёв, – во многом программна и всегда изысканно интеллектуальна! Сочинения композитора изобилуют динамическими, штриховыми, тембровыми контрастами, тем самым подчёркивая актуальный пульс времени, и поэтому неизменно восхищают слушательскую аудиторию».
Построение диска закольцовано на одном из центральных жанров в творчестве композитора – хоровом. Открывает диск часть из русской Литургии «Запечатленный ангел» – «Да святится Имя Твое», проникновенная молитва, в которой сакральный дух выражен современным гармоническим языком. Этот фрагмент – один из признанных шедевров духовной музыки конца ХХ столетия исполнен «Национальным молодёжным хором» – 150-голосым ансамблем певцов, представляющим почти все российские консерватории.
Среди произведений Щедрина огромной популярностью пользуется «Кармен-сюита», партитура, созданная им по мотивам одноименной оперы Бизе. В свою очередь парафразу уже по сочинениям Щедрина написал российский композитор Кузьма Бодров, соединив фрагменты из хоровой оперы «Боярыня Морозова» и «Ave Майя». Это был специальный заказ Камерного хора Московской консерватории и органистки Евгении Кривицкой: озаглавленная как «Аve Музыка», фантазия с успехом прозвучала в Большом театре, в рамках Органного гала и вошла в репертуар музыкантов.
Каждое сочинение Щедрина – это всегда необычный замысел, раскрывающий новые грани технических возможностей инструментов. Таковы «Дуэты для скрипки соло», где один инструмент ведет разговор сам с собой и с воображаемым собеседником: эффектная идея, безупречно воплощенная в интерпретации скрипача Никиты Борисоглебского, принадлежащего к «пулу» артистов Щедрина.
Интерес к русскому фольклору – одна из скреп мировоззрения композитора. Он аккумулирует в своей музыке мощный пласт народной музыки – частушки, пословицы, песни, сказки. И всегда фольклорные мотивы и жанры огранены в изысканные формы, сплавлены с индивидуальным стилем Щедрина.
На диске представлены сказка «Ледяной дом» для маримбы соло, где виртуоз-ударник Виктор Сыч исполняет также и партию чтеца, «Частушки» для фортепиано соло, сыгранные японской пианистки Хидака Шино, а также Песня и частушки Варвары из оперы «Не только любовь» в мастерском исполнении солистки «Геликон-оперы» Ксении Вязниковой и пианиста Владимира Родионова.
Особо необходимо выделить цикл «Русские народные пословицы», написанный в декабре 2017 года и посвященный Камерному хору Московской консерватории и его руководителю Маэстро Александру Соловьёву. Выбор текстов выдает философский взгляд композитора на взаимоотношения художника и общества: «Сладок будешь – расклюют…», «Богу не грешен – царю не виноват». Получив такой роскошный творческий подарок, музыканты уже спустя неделю публично спели «Русские народные пословицы», показав высокий профессионализм и музыкантскую глубину в подходе к новым современным партитурам.
«Многая лета» – знаковая партитура в судьбе ее исполнителей, звучавшая в самых ответственных программах, как, к примеру, юбилейные торжества к 65-летию и к 85-летию автора, на 20-летие Камерного хора Московской консерватории. На диске вместе с консерваторцами в ансамбле пианистка Екатерина Мечетина, чей артистический взлет начался также во многом благодаря встрече с музыкой Щедрина.
Финал диска – мелодия, принесшая первую популярность Р.К.Щедрину, «Марш монтажников» из кинофильма «Высота», (в транскрипции для хора Сергея Мовчана, партия фортепиано Михаил Кривицкий). «Не кочегары мы, не плотники» поют герои картины, гордясь своим званием монтажников-высотников – людей, не боящихся вершин, видящих дальше и острее окружающих. Таков и композитор Щедрин, всегда обгоняющий свое время, провидящий в искусстве то, что откроется не сразу и не всем, спустя поколения. Вслушаемся в его музыку, вдумаемся в ее суть и вглядимся в такие разные лики, вместе составляющие портрет великого Мастера.
Евгения Кривицкая
доктор искусствоведения, профессор