Красота – это центральная тема программы, с которой Дрезденский хор «Молодежный Ансамбль Дрездена» летом выступит в Санкт Петербурге в Мариинском театре, в Московской консерватории и в музее-заповеднике Поленово. Избранные шедевры музыкального творчества русской и немецкой хоровой музыки находятся в многоколоритном диалоге и тематизируют красоту природы, красоту любви, возлюбленных и любовь к богу.
Наряду с произведениями Рахманинова и Алябьева, живших много времени в самом Дрездене, прозвучат и музыка саксонских композиторов, таких как Гейнрих Шютц, Роберт Шуманн и Рудольф Мауерсбергер. Все они являются доказательством интенсивных многолетних отношений между Россией и саксонской столицей.
Также многообразными представляются исполняемые музыкальные жанры. Классические произведения русской вокальной музыки, такие как «Легенда» Чайковского, сочетаются с малознакомыми народными песнями XIX века или до сих пор модным хитом «Белами» 30-х годов.
Новость на сайте Посольства Германии в России
https://germania.diplo.de/ru-ru/aktuelles/-/2236002
Молодежный Ансамбль Дрездена (МАД)
Молодой, перспективный камерный хор был основан в 2005 году Тобасом Валенцияком вместе с певцами энтузиастами. В 2016 музыкальным директором стал Олаф Катцер. Хор насчитывает 35 певцов, большинство из которых – студенты и молодые рабочие. В репертуар хора входит духовная и светская музыка а капелла (пение без музыкального сопровождения) с композициями периода начиная от Ренессанса и до современности. МАД регулярно выступает в Дрездене и его окрестностях.
Несколько раз хор проводил драматические выступления в кооперации с театральным продюсером. МАД записал два компакт-диска «Портрет композитора Рудольфа Мауэрсбергера». Сотрудничая с другими хорами и оркестрами, МАД звучал также в других городах Германии, гастролировал в Берлине, Мюнхене и Геттингене. В репертуар хора входят композиции таких авторов как Густав Малер, Иоганнес Брамс и Морис Дюруфле. В ноябре 2016 МАД спел вместе с «Новой Филармонией Гамбурга» Реквием Моцарта в церкви Святого Креста Дрездена.
За последние годы МАД гастролировал и встречался с другими хорами в Белоруссии (2014), Литве и Латвии (2015), а также в Польше (2016). МАД гостеприимно принимал у себя в Дрездене хоры «Cantus Juventae» (Минск / Беларусь) и «Reverberacija» (Лепая / Латвия). В июне 2017 МАД отправлялся с концертной программой в Украину. Хор старается прокладывать дальнейшие мосты по Европе и пропагандировать мир и согласие между нациями.
Олаф Катцер, музыкальный директор
Олаф Катцер возглавляет Молодежный Хор Дрездена с марта 2016. Начиная с этого периода, он провел разнообразные проекты в Дрездене и организовал концертный тур в Силезии/Польша. Кроме этого он создал в 2007 году ансамбль Аудитиввокал Дрезден и руководил им в качестве креативного директора. В тесной кооперации с известными композиторами, режиссерами, актерами и учеными со своей командой применил на практике прогрессивные идеи современного экспрессивного вокального искусства, создав новые звуковые видения. Будучи умелым дирижером и экспертом в интерпретации современной вокальной музыки, Катцер решает открыть новые перспективы вокального искусства с помощью музыкальных произведений Дитера Шнебеля или Manos Tsangaris’ Sessellift. Таким образом Олаф Катцер поставил более чем 60 мировых премьер и подготовил немало дебютных выступлений. Он пользуется отличной репутацией в направлении Ранняя музыка и дирижирует Дрезденским камерным хором во время многочисленных концертов. Успешно сотрудничал хоровым мастером со знаменитыми директорами – Гансом-Кристофом Радеманом, Петером Шрайером, Рикардо Чайли и Симоном Хелси. Кроме художественного труда Олаф Катцер занимается также преподаванием хорового дирижирования и новой вокальной музыки при Дрезденской консерватории имени Карла Марии фон Вебер, а также занимается хором. В дополнение к перечисленному Катцер отвечает за актерский концепт двухлетнего Европейского Хорового Воркшопа Новой Музыки в Дрездене. 11 мая его наградили высшей художественной премией города Дрезден.
Текст: Мария Шуткова
Самый разгар лета (хотя по погоде и не скажешь!). Казалось бы, концертный сезон закончился, театры, хоровые коллективы и оркестры разъехались по гастролям, смотреть и слушать нечего.
Но культурная Москва бодрствует! И даже в летнее время Вам удастся отыскать жемчужины классики в замечательном исполнении.
Несомненно ярким событием в музыкальной жизни столицы стала творческая встреча двух хоровых коллективов: любимца московской публики, Камерного хора Московской консерватории и Дрезденского молодежного хора, выступление которого состоялось в Рахманиновском зале консерватории в рамках концертного турне по городам России.
Дрезденский хор привез с собой очень незаурядную, концептуальную программу. Её лейтмотивом стала красота в самом разном ее преломлении: красота духовная, красота окружающего мира и человеческого бытия, женственность как воплощение красоты.
Это вечная тема, которая себя никогда не исчерпает; каждая эпоха снова и снова будет вдаваться в философские диспуты о том, что же есть подлинная красота. Таким образом, первое отделение концерта представляло собой своеобразные вариации на этот образ.
«Камертоном» духовности послужил один из «Псалмов Царя Давида» немецкого композитора эпохи барокко – Г. Шютца. Псалом 93 (94?) – «Господь, царь прекрасный» – содержит призыв к соблюдению Божьих заповедей: ведь это и есть стремление обрести красоту души! Пьесы Титова («Слава Единородный Сыне») и Мауэрсберга («Самый красивый Господь и Иисус») также органично влились в возвышенную атмосферу начала концерта.
Проникновенно прозвучавшая «Легенда» Чайковского (на ст. Плещеева), в недрах аскетизма которой содержится вся палитра эмоций, готовых вырваться наружу, исполнена подлинного драматизма. В ней в миниатюре представлена праведная жизнь Христа и предательство Его людьми.
Это настроение контрастно оттенили народные немецкие песни («О, ты красивый розовый сад» и «Нет страны красивее») и композиции в духе мюзик-холльной эстетики («Бель ами» Тео Маккебена, «Когда Соня танцует по-русски» популярной в 20-30е гг. мужского немецкого ансамбля Comedian Harmonists).
Отдельно хочется отметить наличие в репертуаре немецкого хора произведений русских классиков: Алябьева, Кюи, Чайковского и Рахманинова. Произношение певцов не только приближалось к аутентичному, но и сама интерпретация произведений порой создавала впечатление, что на сцене стоит именно русский хор! Благодаря трепетному отношению к звуку руководителя коллектива, Олафа Катцера, артистам удалось создать портрет милой сердцу поэта дамы («Увы, зачем она блистает» Алябьева на ст. Пушкина), или грандиозный природный пейзаж («Сокрытая красота» Кюи на ст. Сологуба). Поэт взывает к обывателю: внемли великой красоте природы, восхищайся ею, и тогда наступит прозрение, и откроются тебе тайные знания:
Где грустят леса дремливые,
Изнурённые морозами,
Есть долины молчаливые,
Зачарованные грозами.
Как чужда непосвящённому,
В сны мирские погружённому,
Их краса необычайная,
Неслучайная и тайная!
Во втором отделении концерта блистал Камерный хор Московской консерватории под руководством профессора Александра Соловьева. Коллектив относительно недавно вернулся из гастрольного тура, в рамках которого состоялось триумфальное выступление артистов на саммите G20 в Японии. Как всегда, яркая и разнообразная программа нашла живой отклик у аудитории.
Органично продолжали тему внутренней красоты поэтичнейшие пьесы Ю.Фалика: «К иконе Ксении Петербургской» и «Соловей» (из «Книги канцон»).
«Картины старых мастеров» Якова Дубравина в душевном исполнении солистки Марии Челмакиной прозвучали особенно уютно и тепло. Далекие времена вмиг стали такими близкими!
В настоящее музыкальное путешествие слушатели отправились с «Маленьких станций России» – это подлинный perpetuum mobile Дубравина. Здесь коллектив продемонстрировал своё умение озвучить каждое слово в предельно быстром темпе. Скороговорка удалась на славу!
Из России мы перенеслись в знойную, экзотическую Африку. Наполненная несколько архаичным колоритом, динамичная «Африканская ночь» Сергея Екимова создавала атмосферу древних шаманских ритуалов благодаря кратким отрывистым попевкам.
Тончайшая нюансировка «Голубой птицы» Стэнфорда поражала слух. Исполняя пьесу в динамике пианиссимо, дирижер открыл бесконечные возможности этого нюанса в хоровой звучности, а неземной голос солистки (Мария Челмакина) будто находился в другом измерении.
Блок народных песен показал подлинный артистизм певцов. «Белая Черемуха», «Во поле березонька», «Калинка» и «Порушка-Параня» – визитные карточки коллектива. Сценография этих композиций отличалась продуманностью и мастерской реализацией. Настоящий театр в миниатюре!
Ну и, конечно, «Смуглянка», которая вызвала непередаваемый восторг у публики, была блестяще сыграна Марией Челмакиной и Тарасом Ясенковым!
В финале концерта два коллектива объединили свои усилия, чтобы исполнить несколько замечательных композиций: «Пью за здравие Мэри»» Даргомыжского, немецкую песню «Schon ist Die Welt» и русскую народную – «Ах ты степь, широкая».
Формат творческих встреч – это всегда увлекательная музыкальная беседа, диалог культур, традиций и просто живое человеческое общение. Вдохновение и яркие впечатления, незаурядные идеи и грандиозные творческие планы – яркий итог плодотворного сотрудничества!