Хоровые премьеры «Московской осени»

Хоровые премьеры «Московской осени»

 

 

mosaut-2019_01.jpgmosaut-2019_02.jpgmosaut-2019_03.jpgmosaut-2019_04.jpgmosaut-2019_05.jpgmosaut-2019_06.jpgmosaut-2019_07.jpgmosaut-2019_08.jpg

 

afisha_2019-11-25XLI Международный фестиваль современной музыки
Союза московских композиторов «Московская осень – 2019»

При поддержке Союза композиторов России

 

МАЛЫЙ ЗАЛ МОСКОВСКОЙ КОНСЕРВАТОРИИ
понедельник, 25 ноября 2019 года

 

КАМЕРНЫЙ ХОР МОСКОВСКОЙ КОНСЕРВАТОРИИ
Основатель хора – профессор Борис ТЕВЛИН
Художественный руководитель и главный дирижёр – Александр СОЛОВЬЁВ

Дирижёры – Алексей ВЯЗНИКОВ, Алексей ЛЁВИН,
Наталья ЛЁВИНА, Мария ЧЕЛМАКИНА, Тарас ЯСЕНКОВ

Евгения КРИВИЦКАЯ (орган), Мария БАРАНОВА (флейта), Василий СТЕПАНОВ (виолончель), Мария ЧЕЛМАКИНА (сопрано), Илья УШУЛЛУ (баритон), Михаил ГАЙДУК (труба), Елена РАГУЛИНА (вибрафон)

 

 

 

25 ноября 2019 года в Малом зале Московской консерватории Камерный хор Московской консерватории под управлением профессора Александра Соловьёва представил программу «Хоровые премьеры», прошедшую в рамках XLI Международного фестиваля современной музыки Союза московских композиторов «Московская осень» при поддержке Союза композиторов России.

Насыщенный трехчасовой концерт включил 31 сочинение 22-х авторов, в том числе мировые премьеры Триптиха для хора, фортепиано и челесты Толибхона Шахиди, «Гимна любви» для солистки, хора и вибрафона Татьяны Чудовой, «Посвящения» для хора a capella Сергея Мовчана, «В суровый час» для хора в сопровождении фортепиано Якова Дубравина, московские премьеры хоровых фрагментов из оперы «Ермак» Александра Чайковского, хорового цикла «Победа» Анжелики Комиссаренко. Как было отмечено в аннотации к программе, «уже вышеперечисленные названия подтверждают то, что хор – универсальный инструмент, "оркестр" человеческих голосов, позволяющий композиторам высказаться на любые животрепещущие темы».

Также в концерте прозвучали хоровые опусы В.Виноградова, С.Екимова, А.Клевицкого, А.Красоты, Д.Кривицкого, С.Плешака, Е.Подгайца, В.Пьянкова, Т.Шатковской, М.Черноусова, А.Шнитке, Р.Щедрина, транскрипции саундтреков и песен Э.Артемьева, Б.Окуджавы, Д.Жарова.

На своей странице в Фейбуке профессор Московской консерватории, участница концерта органистка Евгения Кривицкая поделилась живыми впечатлениями, подчеркнув, что «концерт "Хоровые премьеры" - из разряда "незабываемых". Начало концерта задало высочайший интеллектуальный и профессиональный градус исполнением "Мессы поминовения" Щедрина. А дальше – россыпь замечательной, очень разной музыки, показывающей и индивидуальный авторский взгляд на мир, и многогранность Камерного хора. И, конечно, мощную дирижерскую харизму руководителя коллектива Александра Соловьёва. Каждое сочинение было им осмыслено драматургически и наполнено душевной энергией. И оттого слушалось с интересом и желанием вникнуть в новую музыкальную информацию. Маэстро, впрочем, позаботился о максимально комфортном режиме восприятия: хор звучал и с фортепиано, и с виолончелью и флейтой, и с челестой, органом, перкуссией... Одним из "ударных" номеров стали хоровые фрагменты из оперы "Ермак" А.Чайковского. Когда на сцену, в кульминации, "полетели" ноты, то возникло ощущение, что хор перевоплотился в грозную казацкую сотню... Пронзительный вокализ из фильма "Собибор" Кузьмы Бодрова "анонсировал" военную тему, которая стала доминантной в конце второго отделения. В то же время вокализы прослаивали всю программу, как лирические отступления между драматическими, философскими и сакральными полотнами. В этой программе оказалось заложено много разных смыслов, которые раскрывались постепенно, по мере продвижения к финалу. …Приятно, что публика очень горячо и искренне встречала героев вечера. И ещё один штрих: на сцену МЗК выходили молодые дирижёры, коллеги и ученики Александра Соловьёва, а также специальный гость – Иван Стольников, представляющий Нижний Новгород. Так что программа стала не только панорамой российской композиторской школы нескольких поколений, но и парадом дирижёров».

Цель многосложной концепции программы еще и в том, по словам Александра Соловьёва, чтобы «из сочинений разных по стилистике составить антологию современной хоровой музыки, фиксирующей эволюцию технических выразительных средств авторов наших дней». В октябре Камерный хор Московской консерватории был удостоен звания лауреата Международной Премии за лучшую аудиозапись произведений российской академической музыки «Чистый звук» за первый выпуск «Антологии», изданной фирмой «Мелодия».

 

line 

Универсальный «оркестр» человеческих голосов

Камерный хор Московской консерватории движется навстречу своему 25-летию. В программах предъюбилейного сезона особое место занимает современная музыка. Традиционно для участия в Международном фестивале «Московская осень» Александр Соловьёв, профессор, художественный руководитель коллектива, отбирает самые новейшие партитуры – причем новейшие не только по дате написания, но и по актуальности звучания.

В 2019 году состоялось несколько знаковых премьер, вызвавших всероссийский резонанс. Это, прежде всего, «Месса поминовения» Родиона Щедрина, впервые исполненная в феврале нынешнего года в Концертном зале «Мариинский» хором театра под управлением Валерия Гергиева. Эту партитуру автор лично доверил для исполнения Камерному хору Московской консерватории и Александру Соловьёву на фестивале «Московская осень», но коллектив, получив одобрение композитора, уже исполнил этот опус 20 октября в Исаакиевском соборе Санкт-Петербурга, что неслучайно, ибо является постоянным пропагандистом творчества нашего классика и осуществил в свою очередь премьеру его диптиха «Русские народные пословицы». Стоит отметить, что за «Мессу поминовения», посвященную памяти Майи Плисецкой, композитор был удостоен в 2019 году Государственной премии РФ в области гуманитарной деятельности – как подчеркнул Президент Владимир Путин за «верность Щедрина русской теме, духовному наследию России».

Оперы современных композиторов подчас включают яркие хоровые страницы, которые затем обретают жизнь как самостоятельные концертные номера. Так случилось и с оперой «Доктор Живаго» Давида Кривицкого, чья мировая премьера в концертном исполнении состоялась в начале года в Мариинском театре. Антракт «Лето» на стихи Тютчева для хора a cappella входит во внутренний микроцикл «Времена года» – лирические зарисовки, где человеческие страсти переданы через образы природы. В июне в Красноярском театре оперы и балета увидела свет опера «Ермак» А.Чайковского в постановке Г.Исаакяна. Композитор поручил хору не только народно-массовые сцены, но и итоговое философское обобщение истории о завоевании Сибири Василием Ермаком. Фрагменты, включенные в программу, отражают удаль и мощь сибиряков.

Содружество Камерного хора Московской консерватории с российскими композиторами с каждым годом крепнет и дает замечательные художественные результаты.

В рамках данной программы состоится мировая премьера Триптиха для хора, рояля и челесты Толибхона Шахиди. Ирония, как способ осмысления бытия, метафоричность образов характеризуют этот цикл, в финальной части которого композитор отказывается от «изреченного слова» и создает колоритную восточную фреску. Вновь для Камерного хора, зная его высочайшие профессиональные возможности, пишут свои новые опусы Е.Подгайц («Птицы утра»), А.Комиссаренко (цикл «Победа» на стихи А.Ахматовой), Т.Чудова («Гимн любви» на слова Р.Гамзатова), С.Мовчан («Посвящение»), В. Пьянков «Рождественская ночь».

Наконец, уже обретшие популярность композиции получают оригинальное прочтение благодаря транскрипциям, сделанным не только профессиональными композиторами, но и самими исполнителями. К таким относятся «Adagio» Эдуарда Артемьева – популярный саундтрек «Три товарища» из легендарного кинофильма «Свой среди чужих, чужой среди своих», аранжированный для трубы, сопрано, хора и органа. Заметим, что данная версия (партия органа Евгения Кривицкая, солисты Алексей Корнильев и Мария Челмакина) уже имеет успешную историю исполнений в Большом зале консерватории и на Исторической сцене Большого театра России.

Жанр транскрипций представлен также романсами Д.Жарова на стихи Есенина в переложении для хора a cappella Сергея Мовчана, а также песнями военной тематики Булата Окуджавы, аранжированными студенткой консерватории Н.Нижарадзе.

Результат тесного сотрудничества Камерного хора с композитором Кузьмой Бодровым – это всегда рождение новых опусов, услышанных автором непременно в техничной и тембрально-инструментальной окраске звучания именно этого коллектива. В программу 25 ноября включены фрагмент из сюиты из музыки к кинофильму «Собибор» и «Торжественный кант» В честь ректора А.С.Соколова для виолончели и хора (солист – В. Степанов).

Уже вышеперечисленные названия подтверждают то, что хор – универсальный инструмент, «оркестр» человеческих голосов, позволяющий композиторам высказаться на любые животрепещущие темы. Не обойдены вниманием события войны – в «Вокализе. Памяти павшим» А. Красоты; любовно-философская лирика – в хорах А.Клевицкого «Были бури, непогоды» на стихи Е.Баратынского и «Сбереги» на стихи Т.Наумовой, «Звездная фуга» В.Виноградова на стихи Д.Бобышева; сакрально-мемориальные посвящения – «Богородице Дево» Сергея Екимова, «Боголепное Твое снисхождение» Сергея Плешака, «Kyrie eleison» М.Черноусова и «Псалом. Посвящение Б.П.Юргенсону» Т.Шатковской.

Художественный руководитель хора вновь в рамках проекта реализует просветительскую миссию «парада молодых дирижёров», предоставляя возможность интерпретации своим коллегам хормейстерам и аспирантам: Алексею Вязникову, Марии Челмакиной, Тарасу Ясенкову, Алексею и Наталье Лёвиным, Акбопе Адильхан, а также многолетнему автору, чьи сочинения в постоянном репертуаре коллектива – известному композитору и дирижёру Сергею Екимову (Санкт-Петербург).

Цель многосложной концепции программы еще и в том, по словам Александра Соловьёва, чтобы «из сочинений разных по стилистике составить антологию современной хоровой музыки, фиксирующей эволюцию технических выразительных средств авторов наших дней». В октябре коллектив был удостоен звания лауреата Международной Премии за лучшую аудиозапись произведений российской академической музыки «Чистый звук» за первый выпуск «Антологии», изданной фирмой «Мелодия».

Концерт «Хоровые премьеры Московской осени» организован при содействии Союза композиторов России.

Евгения Кривицкая
профессор, доктор искусствоведения

 

ПРОГРАММА КОНЦЕРТА
Хоровые премьеры «Московской осени»

 

I ОТДЕЛЕНИЕ

Р.ЩЕДРИН «Месса поминовения» Майе Плисецкой – Вечная память
А.ШНИТКЕ «Вокализ»
Е.ПОДГАЙЦ «Птицы утра» для хора, флейты и виолончели. Солисты – Мария БАРАНОВА (флейта), Василий СТЕПАНОВ (виолончель)
К.БОДРОВ Фрагмент сюита из музыки к кинофильму «Собибор»
К.БОДРОВ «Торжественный кант» В честь ректора А.С.Соколова для виолончели и хора. Солист – Василий СТЕПАНОВ (виолончель)
Т. ШАХИДИ Триптих для хора, фортепиано, челесты и органа. Партия органа, челесты, фортепиано – Евгения КРИВИЦКАЯ и Михаил КРИВИЦКИЙ
       «Как говорят...» из Гёте в пер. Б.Заходера
       «Истина от Пушкина»
       «Шутка без слов»
А.ЧАЙКОВСКИЙ Хоровые фрагменты из оперы «Ермак». Партия органа – Евгения КРИВИЦКАЯ
       Вторая картина «Суриков в станице на Дону»
       Шестая картина «Отплытие отряда Ермака»
Э.АРТЕМЬЕВ «Adagio» на тему из фильма «Свой среди чужих, чужой среди своих». Партия органа – Евгения КРИВИЦКАЯ, солисты – Мария ЧЕЛМАКИНА (сопрано), Михаил ГАЙДУК (труба)

Дирижёр – Александр СОЛОВЬЁВ

 

II ОТДЕЛЕНИЕ

С.ЕКИМОВ «Богородице Дево». Дирижёр – Иван СТОЛЬНИКОВ
С.ПЛЕШАК «Боголепное Твое снисхождение». Дирижёр – Мария ЧЕЛМАКИНА
М.ЧЕРНОУСОВ «Kyrie eleison». Дирижёр – Наталья ЛЁВИНА
В.ВИНОГРАДОВ «Звёздная фуга» триптих для смешанного хора на тексты Дм.Бобышева (фрагмент). Дирижёр – Алексей ВЯЗНИКОВ
Д.КРИВИЦКИЙ «Лето», сл. Ф. Тютчева из оперы «Доктор Живаго». Дирижёр – Алексей ЛЁВИН
А.КРАСОТА «Вокализ. Памяти павших». Дирижёр – Акбопе АДИЛЬХАН
А.КОМИССАРЕНКО Хоровой цикл «Победа» на стихотворный цикл А. Ахматовой. Дирижёр – Тарас ЯСЕНКОВ
Т.ШАТКОВСКАЯ «Псалом. Посвящение Б.П.Юргенсону»
С.МОВЧАН «Посвящение» для хора a cappella на слова О.Седаковой
Т.ЧУДОВА «Гимн любви», сл. Р.Гамзатова. Партия вибрафона – Елена РАГУЛИНА, Солистка – Мария ЧЕЛМАКИНА
В.ПЬЯНКОВ «Рождественская ночь», сл. Н.Карташевой
А.КЛЕВИЦКИЙ «Были бури, непогоды», сл. Е.Баратынского
А.КЛЕВИЦКИЙ «Сбереги», сл. Т.Наумовой
Д.ЖАРОВ Два романса на стихи С.Есенина в транскрипции для хора С.Мовчана. Солист – Илья УШУЛЛУ (бас)
Б.ОКУДЖАВА Две песни о войне в транскрипции для хора Н.Нижарадзе
Я.ДУБРАВИН «В суровый час», сл. В.Суслова (мировая премьера). Партия фортепиано – Михаил КРИВИЦКИЙ

Дирижёр – Александр СОЛОВЬЁВ

Этот сайт использует файлы cookie и метаданные. Продолжая просматривать его, вы соглашаетесь на использование нами файлов cookie и метаданных в соответствии с Политикой конфиденциальности.
Продолжить