Концертная программа «Дорогами Высоцкого» представляет неординарный взгляд на наследие легендарного артиста. Владимир Высоцкий оказался вписан в академическое концертное пространство – то, которое при жизни отторгало его. Но теперь, с высоты прошедших лет, в этих песнях открылись многие смыслы и «высокие» интонации, вводящие эти композиции в круг классики.
Важной составляющей проекта стало участие Никиты Высоцкого – продолжателя актёрской династии, директора Дома-музея В.С.Высоцкого. Обладатель удивительно похожего по тембру голоса, он нашёл свой стиль и тон в интерпретации стихов и песен своего отца, и присутствие Никиты Владимировича оказалось символической связующей нитью между публикой и автором.
Абсолютно новым подходом стало исполнение ряда песен в сопровождении органа – звучание этого инструмента высветило их лирическую природу и подчеркнуло их вневременную философию и ценность. Органный аккомпанемент создал необычный, почти сакральный контекст, усиленный ещё и тем, что в качестве интермедий в некоторые песни («Баллада о борьбе», «Баллада о времени») включены фрагменты из органных произведений И.С.Баха.
Также новой краской стали хоровые аранжировки песен Высоцкого: в некоторых случаях хор заменил сольный голос («Солдаты группы “Центр”»), в других («Баллада о времени», «Песня Марьи», «Здесь лапы у елей дрожат на ветру») – создал «оркестровый» фон, усилив экспрессию содержания.
Соавторы программы – художественный руководитель Камерного хора Московской консерватории, дирижёр Александр Соловьёв, органистка Евгения Кривицкая и актёр, режиссёр Никита Высоцкий – выбрали стихи и песни, прежде всего посвященные теме войны, которая занимает одно из центральных мест в наследии В. Высоцкого. Хотя общеизвестно, что сам артист никогда на войне не был (на момент окончания Великой Отечественной войны Высоцкому было всего 7 лет), но он сумел настолько проникнуться психологией солдата, пережившего все ужасы и тяготы военного времени, словно сам прошёл через подобные испытания.
Причина, по которой Высоцкий написал такое количество военных песен, как считают некоторые исследователи его творчества, «состояла в том, что именно война, боевая обстановка, позволяла ему исследовать его любимую тему “человека в критической ситуации”. В военных песнях выкристаллизовывались человеческие качества, которые он уважал больше всего: мужество, дружба, надёжность, человеческое достоинство. А бок о бок с ними – трусость, злоба, предательство».
Яркая метафоричность и образность языка, исполнение песен «от первого лица» создавали у слушателей полную иллюзию того, что Высоцкий пел об опыте собственной жизни — хотя подавляющая часть сюжетов песен была либо целиком и полностью придумана автором, либо основана на рассказах других людей.
Вехой в биографии Высоцкого стал спектакль «Павшие и живые» в театре на Таганке, где он говорил от имени поэтов-фронтовиков. «Это спектакль о жизни и смерти, о том, как мало отпущено человеку времени, – комментировал В. Высоцкий. – И почему-то первыми всегда уходят лучшие; спектакль о собственной причастности к событиям, о которых речь, о собственных невозвратимых потерях и незаживших ранах; спектакль о жертвах, которые приносились людьми сознательно, во исполнение высочайшего долга…».
Премьера программы состоялась 9 мая 2018 года в рамках Международного открытого фестиваля искусств «Дню победы посвящается…» в Малом зале Московской консерватории.
Никита Высоцкий в одном из интервью так сформулировал концепцию подобных мемориальных акций: «Сейчас наступило время таких проектов. Возникает ощущение единения не просто поклонников Высоцкого, а единение времени нашего и времени, когда происходили эти концерты. У людей, которые родились в 90-х годах, просыпается интерес к этому времени. Им можно рассказать о том, какое огромное количество людей жило и дышало искусством, культурой... Если этого сейчас не сделать, нынешнее поколение не дополучит, а значит, потом и следующие тоже не получат. Подобный разрыв времён уже был — в 1917 году, и мы до сих пор пожинаем плоды. Высоцкий в этом смысле универсален как то, что объединяет и соединяет. Он — это такая объективная реальность: всегда можно включить и послушать».
И арки-скрепы между Высоцким и нашим временем нашлись: ими стали хоровые вокализы, созданные современными композиторами — Владиславом Агафонниковым, Кузьмой Бодровым, Сергеем Екимовым, также сочинившим специально для этой программы Вокальный триптих на тексты Высоцкого.
Благодаря вокализам все номера выстраиваются в единый сюжет о войне, о самопожертвовании во имя высокой цели, о любви и дружбе… Авторы программы смогли передать в этой композиции ощущение «дрожи в руках» от соприкосновения с пронзительными песнями и стихами Владимира Высоцкого.
Осенний Молодежный форум Московской консерватории «Партитура будущего» – это уникальное творческое пространство для самореализации и профессионального общения среди молодежи в сфере искусства. По словам ректора, профессора А.С.Соколова, «консерватория традиционно уделяет большое внимание воспитательной работе, не только раскрывая музыкальные таланты, по и способствуя формированию гармоничной, постоянно совершенствующейся, конкурентоспособной, обладающей прочным нравственным стержнем и восприимчивой к новым созидательным идеям личности». Поэтому программа форума очень насыщенна и разнообразна – это и серия концертов, и композиторский конкурс, и школа лидерства, и художественная выставка. Концертная часть включает в себя: первое исполнение музыки Кузьмы Бодрова к драме «Собибор» Константина Хабенского 11 сентября в Большом зале консерватории, музыкально-театральную программу «Дорогами Высоцкого» 5 октября в Смоленской филармонии и гала-концерт участников Международного конкурса Московской консерватории для молодых композиторов «Новые классики» 17 ноября в Рахманиновском зале.
Конкурсное направление форума представляет Всероссийский композиторский конкурс «Партитура будущего» на создание молодежной песни. Важной частью форума является Вахта памяти по местам боев 8-й Краснопресненской дивизии, в которой воевали консерваторцы. Образовательное направление форума раскрывает Осенняя школа лидерства в парк-отеле «Ершово» Московской области, где студенты творческих вузов смогут повысить уровень своих знаний в вопросах социального партнерства, самореализации и музыкального продюсирования, а также защитить перед ведущими экспертами собственные проекты.
На время проведения форума в фойе Большого зала консерватории откроется выставка студенческих работ Московской государственной художественно-промышленной академии имени С.Г.Строганова.
Проект «Партитура будущего» стал победителем Всероссийского конкурса молодежных проектов среди вузов и получил грантовую поддержку Федерального агентства по делам молодежи.
Партнеры форума – Ресурсный молодежный центр, Фонд развития творческих инициатив, Смоленская областная филармония, Международный фонд композиторов «Новые классики», критико-публицистический журнал «Музыкальная жизнь», Благотворительный фонд Константина Хабенского, Фонд «Национальные традиции», автономная некоммерческая организация по сохранению классического наследия «Нить поколений», продюсерский центр «Прима Виста» и Издательский дом Маковского.