27–28 ноября 2021 года в Туле прошла конференция Ассоциации народных и хоровых коллективов Гильдии академического исполнительства Российского музыкального союза. 40 хоровых дирижеров, педагогов, руководителей консерваторий и академий музыки со всей России собрались в эти дни в Тульской областной филармонии, чтобы обменяться мнениями по актуальным вопросам народного и хорового исполнительства и образования.
Представительный форум в Колонном зале Дворянского собрания лично возглавили генеральный директор Российского музыкального союза, композитор, дирижер Александр Клевицкий, тепло приветствовавший собрание, и руководитель Ассоциации народных и хоровых коллективов, профессор Александр Соловьёв.
В своем докладе Александр Соловьёв напомнил, что «активная деятельность Ассоциации началась в сентябре 2018 года, первая Конференция членов Ассоциации РМС состоялась 1 февраля 2020 года в Туле, в день 100-летия одного из ярких хоровых деятелей России Иосифа Александровича Михайловского. Мы совместными усилиями членов Ассоциации поучаствовали в знаковых проектах по приглашению Маэстро Юрия Башмета: мировой премьере сочинений Александра Чайковского – оперы "Сказ о Борисе и Глебе", оратории "Хроники Александра Невского" в Ярославле, Владимире и Твери; в ряде грандиозных патриотических акций "Свеча памяти" 22 июня 2021 года и встрече российских олимпийцев 8 августа 2021 года на Васильевском спуске, а также мощном проекте в новом цифровом формате, где исполнили легендарную песню Давида Тухманова "День Победы" на праздновании 75-летия Великой Победы. Рад, что пандемийные реалии не помешали запустить проект "Хормейстеры XXI века": мы провели три концерта ведущих коллективов под управлением хормейстеров миллениума в Большом зале консерватории, реальный резонанс от которых исчисляется многотысячной зрительской аудиторией прямых трансляций. И теперь вновь конференция проходит в гостеприимной Туле в даты проведения Международного конкурса хоровых дирижёров имени И.А.Михайловского».
«Год назад я вернулся после нашего заседания окрыленным», – признался заведующий кафедрой хорового дирижирования Новосибирской консерватории Александр Париман. Эта мысль звучала и других участников. Возможность обменяться кейсами, коммуницировать, завязать неформальные творческие контакты, понять, что ты не один на один со своими вопросами – вот, что оказалось ценным.
Одним из модераторов конференции выступила главный редактор журнала «Музыкальная жизнь», профессор Евгения Кривицкая, сфокусировавшая внимание на взаимодействии деятелей хоровой культуры со СМИ. Она, в частности, выдвинула инициативу – провести на следующей конференции встречу с членами Ассоциаций музыкальных журналистов РМС, чтобы, наконец, осуществилась «смычка» практиков и критиков.
Ректор РАМ имени Гнесиных Александр Рыжинский прислал развернутое видео выступление, где тезисно наметил ключевые позиции в вопросе обогащения учебной программы сочинениями авторов наших дней. Он также «отчитался» перед коллегами: за полтора года им был написана монография «Хоровая музыка послевоенного авангарда: Италия, Германия и Франция». О необходимости для хорового сообщества появление такой литературы говорилось на первой конференции.
Ректор Петрозаводской консерватории Алексей Кубышкин рассказал, что ему удалось запустить работу профессионального мужского хора – серьезный шаг для Карелии, сильно отстающей на фоне других регионов в хоровом исполнительстве. Он же затронул и другую важнейшую тему – о современном образовании: кого сейчас должны обучать вузы? Смена парадигмы породила востребованность новых качеств и компетенций – нужно вводить новые специализации, с одной стороны, и обеспечивать регионы, где нет высших учебных заведений – с другой стороны. Об этом говорили также представители Тульской области: министр культуры Татьяна Рыбкина и руководитель филармонии Елена Руднева, директор Колледжа имени Чайковского в Улан-Удэ Баир Турбянов, своим опытом поделилась Елена Рудзей, руководитель хора студентов Новосибирской консерватории. Лариса Экард (Сибирский институт искусств) с тревогой констатировала падение интереса к учебе студентов, и предложила поразмышлять, как стимулировать их посещаемость и дисциплину. Свой вариант озвучила Инна Шорохова (декан факультета музыкального искусства), проводящая эксперименты по поиску театрализации в рамках учебного процесса в Кемеровском институте культуры. Напротив, об академических традициях в связи с деятельностью М.М.Ипполитова-Иванова рассуждала Наталья Кошкарева, заведующая кафедрой хорового дирижирования ГМПИ имени М.М.Ипполитова-Иванова.
Вопросы дистанционного обучения, внедрения цифровых форматов волновали Евгению Кравченко (Магнитогорская консерватория) и Владимира Красова (ГМПИ имени М.М.Ипполитова-Иванова). Очевидно, что хоровое пение – один из наиболее консервативных видов музицирования: можно записать отдельные треки голосов певцов, сидящих дома, но дальше все сводится к искусству монтажа и слуху звукорежиссера.
О том, как завоевать молодежную аудиторию с помощью классической музыки, полемично высказалась возглавляющая Государственный Камерный хор Татарстана Миляуша Таминдарова: «Мне любопытно изучать слагаемые чужого успеха. Я должна завоевать молодую публику и понять, почему мы со своими мировыми шедеврами, апробированными веками, проигрываем Моргенштерну». А художественный руководитель тульского эстрадного хора «Дар-хор» Сергей Васильев предложил свое решение расширения зрительского сегмента на примере своего коллектива.
Вопросы репертуара для народных хоров – создание современной музыки и, наоборот, реконструкция традиционного фольклора – затронули в своих докладах заведующая кафедрой хорового и сольного народного пения РАМ имени Гнесиных Марина Медведева, Руководитель народного хора заочного отделения кафедры хорового и сольного народного пения РАМ имени Гнесиных Ирина Коленченко, Художественный руководитель Фольклорного ансамбля «Услада» Марина Федосеева.
Очень темпераментно протекала дискуссия, посвященная детским хоровым коллективам. Как вести поиск талантливых детей, как их мотивировать, нужен ли массовый охват детей на этапе предпрофессионального образования, какой репертуар им доступен. Все это обсуждали Директор Тульского колледжа искусств имени А.С.Даргомыжского Игорь Лукопров, художественный руководитель и главный дирижёр Детского хора «Пионерия имени Г.А.Струве» Елена Веремеенко, заведующая кафедрой академического хора Санкт-Петербургского государственного института культуры, художественный руководитель Детского хора «Перезвоны» Лариса Яруцкая, депутат Барнаульской городской думы, художественный руководитель Барнаульского Детского хора «Сентябринки» Инесса Грицай, а также художественный руководитель Детского хора «Радуга» Анна Московчук, которая привезла своих подопечных и показала несколько концертных номеров.
Опытом проведения фестивалей, концертной и организационной работы поделились главный дирижер Тульского государственного хора Георгий Августинович, художественный руководитель Калужского Дома музыки Маргарита Кулаева, глава Муниципального камерного хора «Нижний Новгород» Иван Стольников. А руководитель Детского народного фольклорного ансамбля «Ладушки» (Тула) Ирина Брыкова рассказала о лайфхаках при подаче заявок на гранты, что вызвало живейший интерес аудитории.
Неожиданный ракурс возник в ряде выступлений молодых хормейстеров, работающих с коллективами силовых ведомств. Кроме витринного Ансамбля песни и пляски имени Александрова, существуют подобного рода объединения в МВД, ФСБ, Ракетных войсках, Военно-морском флоте, Следственном комитете. Хоры выступают и в горячих точках – где ведутся миротворческие действия, и в закрытых военных городках. Дарья Еремина, заведующая музыкальной частью и руководитель Детской творческой студии «Ансамбля песни и пляски «Красная звезда» РВСН Минобороны РФ, поделилась личными впечатлениями об отсутствии инфраструктуры для проведения академических концертов, о специфики восприятия публики и коммуникации во время выступлений перед контингентом отрядов быстрого реагирования, об ограниченности репертуара в таких программах. Об участии в «гражданских» проектах Центрального пограничного ансамбля ФСБ России поделился его главный хормейстер Максим Попов.
Хормейстеры порадовали также нестандартным подходом к методике работы с хором, к пониманию важности позитивной энергетики, ментальной работы, взаимосвязи телесного и вокального аппарата, о приемах, позволяющих улучшить дикцию. Об этом говорилось в выступлениях Алексея Кошелева, проректора Саратовской консерватории, хормейстеров Камерного хора Московской консерватории – Тараса Ясенкова и Марии Челмакиной, которая, в частности, продемонстрировала интересные певческие приемы, касающиеся интерпретации старинной музыки.
Конференция включила мощную концертную часть. В Колонном зале Дворянского собрания состоялся гала-концерт лауреатов и членов жюри IV Международного конкурса хоровых дирижёров имени И.А.Михайловского, который открыло выступление Александра Клевицкого с Тульским государственным хором – в авторской интерпретации прозвучало сочинение «Сбереги». Александр Соловьёв, худрук этого коллектива, продирижировал посвященной ему новой партитурой «И снова жить хочу» для хора и солирующей виолончели Сергея Екимова. Композитор презентовал ее издание всем членам Ассоциации и поделился интересной информацией об издательских новинках нотных сборников для женского хора. Также благодаря поддержке Фонда развития творческих инициатив участники увезли с собой в регионы клавир хоровой оперы «Сказ о Борисе и Глебе» Александра Чайковского и хоровой сборник «Родион Щедрин. Век двадцать первый».
А финалом стала программа Ассоциации народных и хоровых коллективов Российского музыкального союза. На сцене Большого зала Тульской областной филармонии выступили специальные гости – Хор мальчиков и юношей имени И.А.Журавленко Республиканского музыкального колледжа (Минск, Республика Беларусь), очаровавший публику своим мастерством, чистейшей интонацией и безупречным вкусом – в чем, безусловно, заслуга дирижера Семена Клеманова. Также показали свое искусство Детский фольклорный ансамбль «Ладушки» и Сводный фольклорный ансамбль кафедры хорового и сольного народного пения РАМ имени Гнесиных.