Культурный форум «Звук, жест, движение»

Культурный форум «Звук, жест, движение»

 

 

afisha_2021-06-07_rus.jpgafisha_2021-06-08_rus.jpgafisha_2021-06-09_rus.jpgafisha_2021-06-111_rus.jpgafisha_2021-06-112_rus.jpgafisha_2021-06-07_de.jpgafisha_2021-06-08_de.jpgafisha_2021-06-09_de.jpgafisha_2021-06-111_de.jpgafisha_2021-06-112_de.jpg

 

poster_2021-klang-geste-bewegung_ruКУЛЬТУРНЫЙ ФОРУМ

«ЗВУК, ЖЕСТ, ДВИЖЕНИЕ
В ИСКУССТВЕ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ ХХ – XXI ВЕКА:
МУЗЫКА, ХОРЕОГРАФИЯ, ВИДЕОАРТ»

в рамках Года Германии в России

7 – 11 июня 2021 года

ПРОГРАММА ФОРУМА
(PDF 287 Кб)

БУКЛЕТ ФОРУМА
(PDF 4,4 Мб)

 

 

afisha_2021-06-077 июня 2021 года в Малом зале консерватории состоится концерт «Танцующий Арлекин», открывающий Международный культурный форум «Звук, жест, движение в искусстве второй половины ХХ – XXI века: музыка, хореография, видеоарт».

Как рассказывает инициатор проекта, пианистка Ольга Красногорова, «концерт получил название от одной из пьес Карлхайнца Штокхаузена "Арлекин" для танцующего кларнетиста. 7 июня эту пьесу представит Игнат Красиков. Слушатели также смогут услышать несколько забытых шедевров композиторов, в творчестве которых ярко проявились тенденции к созданию симбиоза музыкальных, визуальных, пластических образов, а понятия жеста, движения приобрели семантические значения, выходящие за рамки условных символов».

Одно из таких сочинений – «Нонет» для голоса, ансамбля и исполнителя пластического танца Владимира Щербачева, созданный еще в 1919, в эпоху раннего русского авангарда, и с тех пор исполняемый крайне редко. Он прозвучит во втором отделении концерта в исполнении Ансамбля солистов «Новой музыки» под руководством Владимира Тарнопольского в постановке Анны Гарафеевой. Пластическую партию исполнит Владимир Ермаченков, соло сопрано – Екатерина Кичигина.

Среди фортепианных сочинений, включенных в программу, – одна из наиболее «жестовых» сонат Галины Уствольской – соната №5, которую сыграет Ольга Красногорова. Лауреат Международного конкурса имени Чайковского Дмитрий Онищенко выступит в концерте не только как пианист (прозвучит поэма «Ольхон» Романа Хозеева), но и как автор колыбельных для фортепиано.

Хоровые сочинения Родиона Щедрина уже давно провоцируют артистов на театральную интерпретацию. В свое время репертуарным хитом Камерного хора Московской консерватории была сценическая версия поэмы «Казнь Пугачева», теперь этот список продолжили пять русских пословиц. Две из них – «Сладок будешь» и «Богу не грешен» - прозвучат в этот вечер под управлением художественного руководителя и дирижера Александра Соловьёва. «Психологические по своей наполненности хоровые миниатюры в сочетании с драматическим действием на сцене обладают колоссальным воздействием на зрителя», – подчеркивает артист. Камерный хор МГК во время пандемии стал своеобразной творческой лабораторией для Родиона Щедрина, написавшего букет интересных партитур. И буквально через неделю после получения нот, певцы с Александром Соловьёвым уже присылали композитору рабочую запись. Поэтому символично, что он дал именно этому коллективу право на мировые премьеры этих опусов, и самый последний – «Притча» также прозвучит в этой программе, которую откроет еще одна новинка – хор «Осень» Ефрема Подгайца на стихи Рильке.

Если русские пословицы Родион Щедрин создавал как «чистую музыку», в которой музыканты «увидели» потенциал для пластического решения, то русскую сказку для маримбы «Ледяной дом» он писал в расчете на сценическое прочтение: перкуссионист Виктор Сыч выступит одновременно и как драматический чтец.

«Осмысление феномена композиторского жеста – вопрос, находящийся в эпицентре внимания многих авторитетных музыкантов нашего времени, – подчеркивает Ольга Красногорова. – Жестовый критерий приобретает в современном искусстве значение, превосходящее категорию стиля и выдвигает перед исполнителями множество необычных задач, для решения которых музыкантам предстоит преодолевать пределы привычного. Взгляд с точки зрения создания панорамы новых многообразных задач в исполнительском искусстве и послужил основой концепции программы концерта "Танцующий Арлекин"».

 

line

 

Для арт-практик второй половины XX и особенно XXI века характерен феномен синтеза музыки, визуальных, пластических образов, когда звучание продолжается в сценическом жесте, а движение звуковых структур воплощается в видеоряде. Поиск новых форм артистической синестезии приводит к ярким новаторским результатам, о чем можно судить по различным жанрам театрального, музыкального, хореографического искусства и видеоарта. Само понятие жеста вышло за пределы условного символа, приобретая все более многомерные семантические значения: «жест» утверждает себя как универсальный концепт креативного действия в самых разных видах искусства.

Целью международного культурного форума является творческий диалог об актуальных проблемах взаимодействия музыки, пластики, визуальных искусств в различных видах и жанрах современного творчества.

В рамках форума состоятся следующие события, объединяющие на паритетных началах мероприятия научной, творческой и практической направленности:

1. Авторские лекции и пленарные доклады.
2. Международная научно-практическая конференция «Звук, жест, движение в искусстве второй половины XX – XXI века: музыка, хореография, видеоарт».
3. Круглый стол и тематические дискуссии.
4. Презентации мультимедиа-проектов.
5. Концертные программы и мастер-классы.

Для участия в форуме могут быть представлены следующие виды творческих и научных работ:

1. Доклады в контексте предложенных тематических направлений;
2. Мультимедийные проекты;
3. Сценографические проекты.

Предлагаются некоторые из возможных тематических направлений форума (выступления, обсуждения и дискуссии на конференции, пленарных заседаниях, презентации):

1. Новейшая музыка как композиторский жест в искусстве современности.
2. Жест в значении интенции или метафоры в музыке, хореографии, перформативных искусствах и видеоарте.
3. Невербальные средства коммуникации; «язык тела» и его взаимодействие со звуком (современная хореография, другие сценические искусства).
4. Перформанс как феномен взаимодействия музыки, движения и визуальных факторов на современном этапе.
5. Феномен «тотального театра». Корреляция звука, танца и слова (Ton –Tanz – Wort) в концепции Рудольфа Лабана в немецком хореографическом искусстве: в Театре Пины Бауш, Театре Балета Саши Вальц в контексте диалога между музыкой, пространством и движением, а также в творчестве других выдающихся деятелей сценических искусств.
6. Современный видеоарт, его взаимодействие с музыкой. Россия, Европа, США.
7. Концептуализм в искусстве ХХI века: перформансы и точки пересечения пластических свойств музыки и жеста.

Предложения об участии в форуме, заявки и материалы для участия в конференции просьба прислать до 17 мая 2021 года по электронной почте одновременно в три адреса:
sound.geste@gmail.com
kzenkin@list.ru
vicerector_axu@mail.ru

В заявке необходимо указать Ф.И.О., место работы, ученую степень и звание, должность, электронный адрес, контактный телефон, а также тему выступления и краткие тезисы (до 1000 знаков с пробелами). В случае презентации мультимедийных проектов – их краткое текстовое описание (формат *.doc, *.docx, объем до 500 знаков с пробелами).

Регламент выступления на конференции: 20 минут плюс 10 минут на обсуждение доклада и дискуссию.

Оргкомитет оставляет за собой право конкурсного отбора докладов для участия в конференции, мультимедийных и сценографических проектов.

Планируется выпуск сборника по материалам форума и издание статей по материалам конференции.

 

line

Организаторам
Культурного форума «Звук, жест, движение в искусстве второй половины
XX – XXI века: музыка, хореография, видеоарт»

Дорогие друзья!

Московская государственная консерватория имени П.И.Чайковского приветствует проведение Международного форума «Звук, жест, движение в искусстве второй половины XX – XXI века: музыка, хореография, видеоарт» в рамках Года Германии в России, который обещает стать яркой платформой по проведению мероприятий научной, творческой и практической направленности.

Поиск новых форм артистической синестезии приводит к ярким новаторским результатам, о чем можно судить по различным жанрам музыкального, хореографического искусства и видеоарта.

Приглашение к участию известных исполнителей, музыковедов, композиторов из разных стран мира позволит обменяться передовым опытом по характерным феноменам синтеза музыки, визуальных, пластических образов, когда звучание продолжается в сценическом жесте, а движение звуковых структур воплощается в видеоряде.

Уверен, что предложенный формат проведения форума с организацией мастер-классов, тематических круглых столов и творческих встреч, расширит возможный горизонт творческого сотрудничества, а запланированные концертные мероприятия подарят радость очного музицирования в непростой период преодоления пандемии.

В добрый путь!

И.о. ректора МГК имени П.И.Чайковского,
Заслуженный деятель искусств РФ,
доктор искусствоведения, профессор
А.С.СОКОЛОВ

line

Участникам и гостям
Международного культурного форума
«Звук, жест, движение в искусстве второй половины ХХ–XXI века:
музыка, хореография, видеоарт»

Уважаемые коллеги!

От имени Академии хорового искусства имени В.С.Попова рад приветствовать проведение международного культурного форума «Звук, жест, движение в искусстве второй половины ХХ – XXI века: музыка, хореография, видеоарт», цель которого – творческий диалог об актуальных проблемах взаимодействия музыки, пластики, визуальных искусств в различных видах и жанрах современного творчества.

В наше время, где особенно актуально понятие синтеза искусств, важно создавать новые жанровые коллаборации с участием исполнителей представляющих разные страны.

Уверен, что фокус внимания на арт-практики второй половины XX и особенно XXI века, позволят создать новые креативные продукты.

Желаю всем вовлеченным в проведение форума ярких художественных впечатлений и удачи!

И.о. ректора Академии хорового искусства
имени В.С.Попова, профессор
А.В.СОЛОВЬЁВ

line

Организаторам и участникам Культурного форума
«Звук, жест, движение в искусстве второй половины ХХ–XXI века: музыка, хореография, видеоарт»
в рамках Года Германии в России

Дорогие коллеги!

От имени Ассоциации «INTERKULTUR» и от себя лично сердечно приветствую идею проведения российско-германского культурного форума «Звук, жест, движение в искусстве второй половины ХХ – XXI века: музыка, хореография, видеоарт»!

В искусстве Германии и России в новейшей истории происходит множество феноменальных открытий, которые заслуживают представления широкой публике и чрезвычайно актуальны для современных научных исследований. Нам предстоит осознать грандиозность многогранного искусства второй половины ХХ – XXI веков, которое до настоящего времени для значительной части профессиональной общественности и аудитории зрителей остается таинственной Terra-Incognita!

Желаю Культурному форуму стать центром творческих поисков и, подобно огню Прометея, светом своим озарять неизведанные горизонты исполнительского искусства!

Президент
Ассоциации «INTERKULTUR»

Гюнтер ТИЧ

 

ornament

 

poster_2021-klang-geste-bewegung_deKULTURFORUM

"KLANG, GESTE, BEWEGUNG
IN DER KUNST DER ZWEITEN HÄLFTE DES ХХ.–XXI. JAHRHUNDERTS:
MUSIK, CHOREOGRAPHIE, VIDEOKUNST"

Im Rahmen des Deutschlandjahres in Russland

7. – 11. Juni 2021

 

Die Kunstpraxis der zweiten Hälfte des 20. und insbesondere des 21. Jahrhunderts ist durch das Phänomen der Synthese von Musik, visuellen, plastischen Bildern gekennzeichnet, wenn sich der Klang in der Bühnengeste fortsetzt und die Bewegung von Klangstrukturen in Videomaterial verkörpert wird. Die Suche nach neuen Formen der künstlerischen Synästhesie führt zu treffenden und innovativen Ergebnissen, wie sie in verschiedenen Genres des Theaters, der Musik, der choreographischen Kunst und der Videokunst festzustellen sind. Der Begriff der Geste selbst ist über die konventionelle Symbolik hinausgegangen und hat immer mehr mehrdimensionale semantische Bedeutungen erlangt: "Geste" behauptet sich als universeller Begriff der kreativen Handlung in einer Vielzahl von Kunstformen.

Das Ziel des internationalen Kulturforums ist ein kreativer Dialog über aktuelle Fragen der Interaktion zwischen Musik, bildender und darstellender Kunst in verschiedenen Arten und Genres der zeitgenössischen Kunst.

Das Forum bietet folgende Veranstaltungen, die paritätisch wissenschaftliche und praktische Aktivitäten zusammenführen:

1. Die Autoren-Lesungen und Plenarvorträge.
2. Internationale theoretische und praktische Konferenz "Klang, Geste, Bewegung in der Kunst der zweiten Hälfte des XX. – XXI. Jahrhunderts: Musik, Choreographie, Videokunst".
3. Runder Tisch und Podiumsdiskussionen.
4. Präsentation von Multimedia-Projekten.
5. Konzert-Programme und Workshops.

Die folgenden Arten von kreativen Arbeiten können für die Teilnahme am Forum eingereicht werden:

1. Vorträge im Zusammenhang mit den vorgeschlagenen thematischen Richtungen;
2. Multimedia-Entwürfe;
3. Bühnenbild-Projekte.

Einige der möglichen Themenbereiche des Forums (Diskussionen und Debatten auf der Konferenz, Plenarsitzungen, Präsentationen) werden vorgeschlagen:

1. Zeitgenössische Musik als kompositorische Geste in der Kunst der Gegenwart.
2. Geste im Sinne von Intention bzw. Metapher in Musik, Choreographie, performativer Kunst und Videokunst.
3. Nonverbale Kommunikationsmittel; "Körpersprache" und ihre Interaktion mit Klang (zeitgenössische Choreographie, andere darstellende Künste).
4. Performance als Phänomen der Interaktion von Musik, Bewegung und visuellen Faktoren in der Gegenwart.
5. Das Phänomen des "Totalen Theaters". Die Korrelation von Ton, Tanz und Wort (Ton - Tanz - Wort) im Konzept von Rudolf Laban in der deutschen choreographischen Kunst: am Pina-Bausch-Theater, Sascha- Waltz-Balletttheater im Kontext des Dialogs zwischen Musik, Raum und Bewegung, sowie in den Arbeiten anderer prominenter Vertreter der Bühnenkunst.
6. Moderne Videokunst, Interaktion mit Musik. Russland, Europa, die USA.
7. Konzeptualismus in der Kunst des 21. Jahrhunderts: Performances und Schnittpunkte der plastischen Eigenschaften von Musik und Geste.

Bewerbungen für die Teilnahme an dem Forum, Anmeldungen und Materialien für die Konferenz sollten bis zum 17. Mai 2021 per E-Mail gleichzeitig an die 3 Adressen geschickt werden:
sound.geste@gmail.com
kzenkin@list.ru
vicerector_axu@mail.ru

Im Anmeldeformular sind der vollständige Vor- und Nachname, der Arbeitsort, der wissenschaftliche Grad und Rang, die Position, die E-Mail-Adresse, die Kontakttelefonnummer sowie das Thema des Vortrags und kurze Leitsätze (bis zu 1000 Zeichen mit Leerzeichen) anzugeben. Im Falle einer multimedialen Projektpräsentation wäre eine kurze Textbeschreibung (im Format *.doc, *.docx, und Umfang bis zu 500 Zeichen mit Leerzeichen) wünschenswert.

Zeitrahmen der Präsentation: 20 Minuten für Vortrag plus 10 Minuten für die Diskussion.

Das Organisationskomitee behält sich das Recht auf eine wettbewerbsorientierte Auswahl der Beiträge für die Teilnahme an der Konferenz, der multimedialen und Bühnenbild-Projekte vor, was die Vorschläge für die Teilnahme am Forum nicht einschränkt.

Es ist geplant, eine Sammlung der Materialien des Forums herauszugeben und Artikel zu veröffentlichen, die auf den Materialien der Konferenz basieren.