Ворота Расёмон

Спектакль «Ворота Расёмон» в Театре МОДЕРНЪ

 

afisha_2021-03-30.pngМосковская государственная консерватория имени П.И.Чайковского
Научно-творческий центр «Музыкальные культуры мира»
Посольство Японии в России
Японский фонд
Фонд развития творческих инициатив

представляют

XXII Международный фестиваль «ДУША ЯПОНИИ»

ЭКЗИСТЕНЦИОНАЛЬНЫЙ ДЕТЕКТИВ
по рассказам РЮНОСКЭ АКУТАГАВЫ
«ВОРОТА РАСЁМОН»

30 марта 2021 года, вторник, начало в 18:00
Московский драматический театр МОДЕРН
Малый зал (Сцена №2, зал Зельдина)
Спартаковская пл., 9/1 (м. Бауманская)

Режиссёр-постановщик – Елена Озерцова
Художник-постановщик – Лариса Наголова
Постановщик боёв – Максим Панкин
Музыка – ансамбль Wa-On
Танец – Томоми Орита

 

Десятый век. Япония. Проливной дождь. Некогда величественные, но ныне обветшалые Ворота Расёмон служат укрытием для буддийского монаха и дровосека, возвращающихся с судебного разбирательства, где расследовалось таинственное убийство самурая в глубине лесной чащи. Оба в потрясении: свидетельства причастных лиц – разбойника, обесчестившего супругу самурая на его глазах и подозреваемого в его убийстве, оскорблённой вдовы, укрывшейся в буддийском храме, и, наконец, духа самого убитого, вызванного прорицательницей – разительно отличаются друг от друга и запутывают следствие. Вбежавший под ворота промокший слуга, готов выслушать случайных знакомых, но и дровосек, оказавшийся четвёртым свидетелем случившегося, также имеет свои причины укрывать всю правду об увиденном. Монах горько заключает, что циничная лживость и малодушие каждого участника происшествия окончательно разрушает его веру в человека.

Знаменитые рассказы Рюноскэ Акутагавы и, позже, культовый фильм Акиры Куросавы, принёсший режиссёру в 1951 году Гран-При Каннского фестиваля, ставят перед нами вопрос за вопросом: Что есть истина? Что есть жизнь человека и его душа? Ответит ли на эти вопросы трактовка этой загадочной истории режиссёром Еленой Озерцовой, уходящая в поисках истины в пространство подсознания?

 

line

По-другому быть никак не могло

В московском театре Модерн прошёл премьерный показ спектакля по рассказам Рюноскэ Акутагавы «Ворота Расёмон» в рамках XXII Международного фестиваля «Душа Японии»

Евгений Авдеев

Спектакль повествует историю загадочного убийства, которое повергло в шок путника. Он делится своими переживаниями со странствующим монахом, с которым они вместе у костра под навесом переживают проливной дождь. Кажется что всё понятно – убийцей путника на дороге является разбойник, который на допросе в магистрате признаётся во всём, но после каждого последующего рассказа участников событий картина становиться всё более запутанной.

Объединяющим поясом всех персонажей и их взглядов на историю несмотря на их различия является сейдза – поза сидения на полу, которая является базовой для всех японских видов искусств, а их в спектакле целый калейдоскоп: кэндо (искусство мгновенного извлечения меча из ножен), ракуго (искусство устного рассказа), комусо (монахи дзенской школы Фукэ, поистигающие искусство игры на национальной флейте сякухати), ката (особые движения для извлечения ударов из японских барабанов тайко).

Ключевую роль в спектакле несёт «монтажная склейка» кадров с помощью «чёрных экранов» (мгновенных потуханий света и изменения локации действия). Таким образом рассказы каждого из персонажей иллюстрируют события самим действием на сцене. Особенно ярка кинематографичность в сценах диалогов, когда мы видим ситуацию глазами то одного персонажа (как бы от третьего лица), то от другого.

Ведущую роль в передаче духа Японии в спектакле несёт игра на национальных инструментах – флейте сякухати и барабанах тайко. Флейтист является также персонажем истории (монахом). Это довольно редкий случай, когда профессиональный музыкант выступает в трёх ипостасях – как исполнитель саундтрека, как музыкант на сцене, создающий атмосферу действия, и как профессиональный актёр. С этой ролью блестяще справился флейтист Александр Ивашин, а ансамбль Wa-On, исполнив впечатляющее соло на барабанах, невероятно энергично раскрыл эмоциональную кульминацию спектакля – рассказ убитого путника глазами прорицательницы.

Стержнем спектакля стала японская актриса Томоми Орита в роли жены убитого путника, которая также исполняла традиционный танец в спектакле. В значительной степени именно благодаря её лёгкости, а в некоторых моментах и «кукольности» смогла произойти магия появления духа страны Сакуры. На сцене произошла своего рода диффузия, когда русские актёры, в особенности Даниил Коробейников в роли Разбойника и Самурай Андрей Переверзев, начали двигаться как японцы, а японская актриса играла в традициях русского театра переживания.

После спектакля режиссёр Елена Озерцова обмолвилась, что после некоторых эпизодов ожидала аплодисментов и вначале была даже несколько ошеломлена той сосредоточенной тишиной в зале. На это один из зрителей точно подметил, что это был спектакль не итальянской оперы, где возможны хлопки после каждой значимой арии, а в прямом смысле синтез искусств и традиций России и Японии. И раз зрители дождались конца со смирением и вниманием, то дух Японии передался им, а значит – работа режиссёра удалась. Проект был поддержан Фондом развития творческих инициатив и Посольством Японии, и присутствующий на премьере господин Ямамото-сан отметил, что нужно, чтобы как можно больше людей в России познакомились с этой уникальной работой.