Первый фестиваль русской музыки в городе Сочи

Первый фестиваль русской музыки в городе Сочи

 

 

2021-sochi-russian-festival_01.jpg2021-sochi-russian-festival_02.jpg2021-sochi-russian-festival_03.jpg2021-sochi-russian-festival_04.jpg2021-sochi-russian-festival_12.jpg2021-sochi-russian-festival_10.jpg2021-sochi-russian-festival_05.jpg2021-sochi-russian-festival_11.jpg2021-sochi-russian-festival_06.jpg2021-sochi-russian-festival_09.jpg2021-sochi-russian-festival_07.jpg2021-sochi-russian-festival_08.jpg

 

line

line

afisha_2021-10-16'17РУССКОЕ ИСКУССТВО В СОЧИ
Текст: Лидия Ордынская

16 и 17 октября 2021 года в Летнем театре города Сочи состоялся Первый фестиваль русской музыки, ставший смотром творческих сил Москвы, Сочи и Абхазии. Театр, видеоинсталяции, звучание хоров, органа, оркестра народных инструментов сделали события фестиваля незабываемыми: в финале обоих концертов зрители аплодировали стоя, устроив долгие овации.

«Сочи – многонациональный город, но этот фестиваль устанавливает приоритет русского языка, русской культуры, следуя государственной стратегии в области культурной политики. Нам важно через музыку, синтез искусств показать величие, силу русской культуры, и, конечно, ее духовность. Сочи – флагман во многих областях, здесь проходила Олимпиада, и теперь мы хотели бы, чтобы город ассоциировали и с высокой академической культурой», – прокомментировал идею художественный руководитель фестиваля, директор Сочинской камерной филармонии Сергей Цедрик.

Посвящение 800-летию Александра Невского предопределило акценты фестивальной афиши. В первый день звучала духовная хоровая музыка Бортянского, Рахманинова, Чеснокова, а также сочинения Кузьмы Бодрова, Сергея Екимова, Антона Танонова, продолжающие традиции классиков. Государственная капелла Абхазии и Камерный хор Московской консерватории выступили в объединенном сводном хоре под управлением профессора Александра Соловьёва, который добился впечатляющего единства манеры пения и интерпретации.

Сакральную атмосферу дополнили стихотворения «Ангел» и «Молитва» Лермонтова в исполнении обладателя Премии Москвы и Российской национальной музыкальной премии «Овация» актера Петра Татарицкого (Москва) и артистки театра Русской драмы имени Фазиля Искандера Мадлены Барциц (Абхазия). Серьезный резонанс получило выступление Квартета имени Сергея Рахманинова Сочинской камерной филармонии – единственного профессионального квартета в Краснодарском крае. Артисты исполнили Первый квартет П.И.Чайковского и Романс из квартета С.В.Рахманинова, продемонстрировав ансамблевую виртуозность и широту эмоциональной палитры.

Второй день был посвящен премьере русского действа «Сказание об Александре Невском» в Сочи – проекта, до этого снискавшего серьезный успех в Нижнем Новгороде, Москве, Белгороде. Как и обещали организаторы, «Сказание об Александре Невском» познакомило публику с главными событиями из жизни святого благоверного князя и действительно расширило представление об этой ключевой исторической личности. Заслуга Петра Татарицкого (выступившего здесь как автор сценария, режиссер-постановщик и актер) в том, что страницы биографии Александра Невского превратились в захватывающий блокбастер. Описание битв и сражений сменялось рассказом об облике благоверного князя – его характере, облике, данным на фоне широкого исторического контекста; рядом с цитатами Повести Временных лет естественно монтировались известные строки поэта Карины Филлиповой: «О, боже, повернись, лицом к её судьбе, Россия, вспомни о себе». А пророческие «Скифы» Александра Блока с первых строк заворожили зал экспрессивным исполнением.

Большое эмоциональное воздействие оказали великие музыкальные произведения Глинки, Бородина, Прокофьева, заставившие сопереживать деяниям Александра Невского и судьбам государства Российского. Сводный хор и оркестр народных инструментов «Русский сувенир» под управлением Григория Михайлова усилил эпическую мощь и патриотический пафос русского действа. Голоса московских солисток Валерии Мыльниковой и Марии Челмакиной, согласно замыслу режиссера, напротив, внесли нотки лирического личностного высказывания. Интересно получился микст тембров балалаек, домр и баянов с органом. Удачной находкой стало органное переложение «Танца рыцарей» Прокофьева, которое профессор Московской консерватории и автор идеи проекта Евгения Кривицкая сыграла как сопровождение к видеофрагменту из легендарного фильма «Александр Невский». И публика, как издревле, услышала с экрана призыв: «За Русь, за Русь!».

Оба концерта прошли при аншлаге, доказав востребованность избранной темы и формата. «Мы обязательно сделаем этот фестиваль ежегодным», – пообещала Марианна Устинова, начальник управления культуры Администрации города Сочи.

«Успех фестиваля стал возможен во многом благодаря организационным усилиям и творческой поддержке Фонда развития творческих инициатив, обеспечившего участие в проекте хоровых коллективов Государственной хоровой капеллы Республики Абхазия и Камерного хора Московской консерватории, – рассказал Президент Фонда, руководитель Ассоциации народных и хоровых коллективов Российского музыкального союза Александр Соловьёв. – В то же время должен констатировать, что отсутствие местных хоров, способных исполнять серьезную классику, практически могло лишить сочинскую публику знакомства с грандиозным русским действом, которое с успехом было показано с региональными хорами в Калининграде, Нижнем Новгороде и Белгороде. Поздравляю художественного руководителя фестиваля Сергея Цедрика с успешной реализацией проекта проведения фестиваля и желаю реализации новых креативных художественных акций на Черноморском побережье».