Зеркало в зеркале

Международный музыкальный фестиваль
«ЗЕРКАЛО В ЗЕРКАЛЕ»

 

afisha_2020-10-044 октября 2020 года в Малом зале Московской консерватории состоится концерт Международного фестиваля современной музыки «Зеркало в зеркале» (идейный вдохновитель и художественный руководитель Денис Голубев).

Основанный в 2015 году, проект отмечает свое 5-летие. Изначально посвященный творчеству Арво Пярта (что отражено в названии, цитирующем одно из сочинений эстонского классика), фестиваль вырос в солидный и резонансный форум, знакомящий с интересными композиторскими фигурами современного музыкального мира. И, конечно, в центре программ остается творчество Арво Пярта, в этом году отмечающего свое 85-летие. Еще до того, как сформировался его оригинальный стиль, Арво Пярт впитывал различные влияния, среди которых оказался и григорианский хорал, услышанный композитором в одном из книжных магазинов по радио. Словно божественное озарение, он открыл композитору окно в другой мир. «В одно мгновение стало понятно, насколько глубок и чист этот мир», – говорит он. Композитор фиксирует в своих дневниках мелодии григорианских хоралов, которые послужили интонационным фундаментом его техники «тинтиннабули». Исследователи нарекли ее «теологией», в которой запечатлен процесс поиска правды, красоты, чистоты и заключена метафора единства любви и веры.

По замыслу автора программы, профессора Александр Соловьёва, ее главный стержень - в идее зеркальности, а основной модус – в медитации. Первый аспект выражен в выборе сочинений второго отделения, где в исполнении Московского камерного Шнитке-оркестра (художественный руководитель и дирижер Игорь Громов) прозвучат «Кант памяти Бенджамина Бриттена» Пярта и «Вариации на тему Фрэнка Бриджа» Бриттена. Медитативностью и «сакральным минимализмом» объединены произведения Пярта в первом отделении. Пьеса для органа соло «Тривиум» и «Salve Regina» – выбор Камерного хора МГК и его лидера Александра Соловьёва и профессора Евгении Кривицкой (орган), по мнению которых «эта музыка погружает слушателей в атмосферу католического собора, где эффект "застывшего" времени становится осязаемо экзистенциальным».

Свой взгляд на наследие юбиляра представит Ансамбль современной музыки «Altro coro» и его руководитель, ректор РАМ имени Гнесиных Александр Рыжинский: «Выбранные нами сочинения, безусловно, относятся к числу самых известных хоровых пьес a cappella Арво Пярта. Определенные особенности словесных рядов и фактурных идей позволили объединить их в микроциклы: первые две пьесы ("The Deer’s cry" и "Morning star") созданы на тексты молитв св. Патрика и св. Беды Достопочтенного. Общее в них – строгая линия солирующих сопрано на фоне аккордовой или унисонной фактуры остального хора; вторая пара сочинений – "Tribute to Caesar" (Матф. 22, 15-22) и "The Woman with the Alabaster box" (Матф., 26, 6-13) – по сути, примеры нового жанра, хоровой евангельской притчи, отмеченной строгим, даже аскетичным изложением Евангельского текста на английском языке. В завершении программы – величественный Nunc dimittis, текст которого, взятый из Евангелия давно стал самостоятельной молитвой, занимающей важное место как в католическом, так и в православном ("Ныне отпущаеши") богослужении».

 

line

 

Arvo Pärt. Stabat Mater.
Gloriæ Dei Cantores
Naxos

arvo-piartАрво Пярт (р. 1935) сегодня является одним из самых востребованных современных академических композиторов. За полвека творческой деятельности Пярт обращался к различным жанрам духовной музыки. Это и опусы для православной церкви, и григорианский хорал, и ренессансная полифония. Пярт пишет преимущественно медитативную музыку, в основе которой лежит разработанная им индивидуальная техника композиции – «tintinnabuli». «Я обнаружил, что бывает достаточно, когда красиво сыгран один-единственный тон», – признался композитор. Однако прежде чем он нашел свой оригинальный язык, который исследователи называют также "сакральным минимализмом" или "новой благозвучной музыкой", он экспериментировал с серийностью двенадцати тонов и техникой коллажа.

На диске ансамбля Gloriæ Dei Cantores собраны хоровые опусы композитора для различных составов. Три сочинения для хора a cappella – Peace Upon You, Jerusalem (Мир тебе, Иерусалим) для женского хора с тембрально-высветленным ясным звучанием, а также две партитуры для смешанного хора. Magnificat – построенный на антифонном сопоставлении групп мужского и женского хора и контрастным, наполняющим храмовую акустику полнозвучным фортиссимо в tutti; Nunc dimittis (Ныне отпущаеши) – сосредоточенная атмосферно-звучащая композиция с ламентозными интонациями. Отмечу органично выстроенный ансамблевый баланс и редкие для западных хоров насыщенные басы с отличным профундовым тембром.

Партитура L’abbé Agathon (Аббат Агатон) представлена в третьей редакции 2008 года для струнного оркестра, смешанного хора и двух солистов. Сочинение воскрешает сцену из древней легенды IV века о случайной встрече отшельника Агатона и прокаженного. Изысканная экспрессия французского языка у певцов усиливается тембрами альтов и виолончелей.

Salve Regina (Славься Царица небесная) в первоначальной версии для хора и органа (2001) представляет собой образец исключительно естественного сочетания тембров и погружает слушателей в атмосферу католического собора, где эффект «застывшего» времени становится осязаемо экзистенциальным.

В одном из самых грандиозных хоровых полотен композитора для хора и оркестра Stabat Mater (Стояла Мать скорбящая) переданы и мучительные страдания, и безграничное чувство любви Марии, стоящей у подножья креста, на котором распят её сын.

Ещё до того, как сформировался его оригинальный стиль, Арво Пярт впитывал различные влияния, среди которых оказался и григорианский хорал, услышанный композитором в одном из книжных магазинов по радио. Словно божественное озарение он открыл композитору окно в другой мир. «В одно мгновение стало понятно, насколько глубок и чист этот мир», — говорит он. Постепенно композитор фиксирует в своих дневниках мелодии григорианского хорала, которые впоследствии явились интонационным фундаментом его техники «тинтиннабули». Исследователи нарекли её «теологией», в которой запечатлен процесс поиска правды, красоты, чистоты и заключена метафора единства любви и веры.

Обращение к творчеству Арво Пярта стало закономерным шагом для ансамбля Gloriæ Dei Cantores (дословно: Певцы во Славу Божию), поскольку григорианский хорал является неотъемлемой частью их репертуара и в то же время основой, на которой зиждиться их интерпретация западноевропейской музыки.

Коллектив основан в 1988 году, и за это время участники хора освоили более 200 авторских произведений различных эпох: от средневекового григорианского хорала до сакральных произведений XXI века. В рамках популяризации лучших образцов религиозной музыки несколько лет назад участники коллектива приступили к изучению творческого наследия Арво Пярта под руководством Ричард К. Пагсли, который возглавил коллектив Gloriæ Dei Cantores около 15 лет назад.

Особое погружение в стиль Пярта каждым из певцов создает необыкновенную молитвенную атмосферу при исполнении его музыки: происходит ли это в рамках гастрольных выступлений или серии концертов в Церкви Преображения Господня в Орлеане (США, штат Массачусетс). Их репертуар также включает самые масштабные работы Пярта — Passio и Berliner Mass.

Неоднократно исполняя хоровые сочинения, записанные в этом альбоме, с Камерным хором Московской консерватории, будучи соорганизатором Международного музыкального фестиваля «Зеркало в зеркале», проводимого ежегодно с 2015 года в честь Арво Пярта и его современников, считаю важным рекомендовать данный диск в Вашу фонотеку современной музыки.

Александр Соловьёв

 

 

line

 

afisha_2019-zerkalo-v-zerkale.jpg С 27 по 29 сентября 2019 года в Москве пройдёт
Пятый Международный музыкальный фестиваль
«ЗЕРКАЛО В ЗЕРКАЛЕ»

Международный музыкальный фестиваль «ЗЕРКАЛО В ЗЕРКАЛЕ» впервые был организован осенью 2015 года к 80-летию классика современной академической музыки, одного из самых исполняемых в мире композиторов Арво Пярта. Название фестиваля отсылает нас к его известному одноименному произведению «Зеркало в зеркале» («Spiegel im Spiegel»). Символ «зеркала», его значимость в культуре ХХ-XXI века, позволил расширить концепцию фестиваля, сделав его ежегодной панорамой современной музыки.

В этом году фестиваль пройдет уже в пятый раз. Состоится концерт постоянного участника фестиваля – ансамбля Hortus Musicus под руководством Андреса Мустонена – и, как всегда, с необычно выстроенной программой; в Россию приедет специальный гость фестиваля Кадри-Анн Сумера – пианистка, дочь композитора Лепо Сумера (1950–2000), одного из первых советских и эстонских композиторов-минималистов, ученика основоположника эстонской композиторской школы Хейно Эллера (1887–1970) и композитора, профессора Московской консерватории Романа Леденёва (1930–2019). Также традиционно запланирован концерт современной камерной музыки в исполнении эстонских и российских музыкантов, где можно будет услышать сочинения Лепо Сумера, Хейно Эллера, Романа Леденёва и др. Центральным событием фестиваля станет исполнение Симфонии № 4 Арво Пярта оркестром фестиваля «Зеркало в зеркале», дирижер Андрес Мустонен.  

Помимо концертов состоится творческая встреча с Кадри-Анн Сумера. Кроме того, в рамках фестиваля в Посольстве Эстонии пройдет выставка по материалам Эстонского музея музыки и театра, посвященная первой постановке балета П.И.Чайковского «Лебединое озеро» в Эстонии.

В фестивале примут участие

Ансамбль Hortus Musicus (Эстония), художественный руководитель Андрес Мустонен
Ансамбль Kammermuusikud (Эстония)
Оркестр фестиваля «Зеркало в зеркале»
Андрес Мустонен (Эстония), Диана Лиив (фортепиано, Эстония), Лехо Карин (виолончель, Эстония), Ольга Воронова (скрипка, Эстония), Кадри-Анн Сумера (фортепиано, Эстония), Мартен Альтров (кларнет, Эстония),  Андрей Березин (виолончель, Россия), Денис Голубев (гобой, Россия)

В программе фестиваля

А. Пярт, Л. Сумера, Х. Эллер, Г. Григорьева, Р. Кангро, Р. Леденев, Г. Канчели

Концерты фестиваля состоятся

27 сентября, 20:30 – «Симфония Ангелу Хранителю» – Андрес Мустонен, оркестр фестиваля «Зеркало в зеркале», Андрей Березин – Римско-Католический кафедральный собор Непорочного Зачатия Святой Девы Марии

28 сентября, 15:00 – «Quasi Improvisata» – Концерт современной камерной музыки – Диана Лиив, Лехо Карин, Ольга Воронова, Денис Голубев – Дом-музей Марины Цветаевой

29 сентября, 19:00 – «Рождение Европы» / ансамбль Hortus Musicus, художественный руководитель Андрес Мустонен. В программе: «Турнейская месса» и  произведения Лепо Сумера и Раймо Кангро – Кафедральный собор Святых Петра и Павла

Мероприятия фестиваля пройдут

26 сентября – 17 октября – Выставка «Лебединое озеро» в Эстонии» – по материалам Эстонского музея музыки и театра – Посольство Эстонии в России

27 сентября, 15:00 – Творческая встреча с Кадри-Анн Сумера (Эстония) –  место проведения будет объявлено дополнительно

Организаторы и поддержка фестиваля

Московская государственная консерватория имени П.И. Чайковского, Посольство Эстонии в Российской Федерации, Фонд развития творческих инициатив, Агентство / proMotion, Студия классической музыки, MTÜ Kammermuusikud, Дом-музей Марины Цветаевой, проект Кафе поэтов

Художественный руководитель фестиваля – Денис Голубев

Официальный сайт фестиваля: www.spiegelimspiegel.ru / www.zerkalovzerkale.ru

Официальная страница в Facebook: https://www.facebook.com/moscowpartspiegel

Этот сайт использует файлы cookie и метаданные. Продолжая просматривать его, вы соглашаетесь на использование нами файлов cookie и метаданных в соответствии с Политикой конфиденциальности.
Продолжить