4 октября 2020 года в Малом зале Московской консерватории состоится концерт Международного фестиваля современной музыки «Зеркало в зеркале» (идейный вдохновитель и художественный руководитель Денис Голубев).
Основанный в 2015 году, проект отмечает свое 5-летие. Изначально посвященный творчеству Арво Пярта (что отражено в названии, цитирующем одно из сочинений эстонского классика), фестиваль вырос в солидный и резонансный форум, знакомящий с интересными композиторскими фигурами современного музыкального мира. И, конечно, в центре программ остается творчество Арво Пярта, в этом году отмечающего свое 85-летие. Еще до того, как сформировался его оригинальный стиль, Арво Пярт впитывал различные влияния, среди которых оказался и григорианский хорал, услышанный композитором в одном из книжных магазинов по радио. Словно божественное озарение, он открыл композитору окно в другой мир. «В одно мгновение стало понятно, насколько глубок и чист этот мир», – говорит он. Композитор фиксирует в своих дневниках мелодии григорианских хоралов, которые послужили интонационным фундаментом его техники «тинтиннабули». Исследователи нарекли ее «теологией», в которой запечатлен процесс поиска правды, красоты, чистоты и заключена метафора единства любви и веры.
По замыслу автора программы, профессора Александр Соловьёва, ее главный стержень - в идее зеркальности, а основной модус – в медитации. Первый аспект выражен в выборе сочинений второго отделения, где в исполнении Московского камерного Шнитке-оркестра (художественный руководитель и дирижер Игорь Громов) прозвучат «Кант памяти Бенджамина Бриттена» Пярта и «Вариации на тему Фрэнка Бриджа» Бриттена. Медитативностью и «сакральным минимализмом» объединены произведения Пярта в первом отделении. Пьеса для органа соло «Тривиум» и «Salve Regina» – выбор Камерного хора МГК и его лидера Александра Соловьёва и профессора Евгении Кривицкой (орган), по мнению которых «эта музыка погружает слушателей в атмосферу католического собора, где эффект "застывшего" времени становится осязаемо экзистенциальным».
Свой взгляд на наследие юбиляра представит Ансамбль современной музыки «Altro coro» и его руководитель, ректор РАМ имени Гнесиных Александр Рыжинский: «Выбранные нами сочинения, безусловно, относятся к числу самых известных хоровых пьес a cappella Арво Пярта. Определенные особенности словесных рядов и фактурных идей позволили объединить их в микроциклы: первые две пьесы ("The Deer’s cry" и "Morning star") созданы на тексты молитв св. Патрика и св. Беды Достопочтенного. Общее в них – строгая линия солирующих сопрано на фоне аккордовой или унисонной фактуры остального хора; вторая пара сочинений – "Tribute to Caesar" (Матф. 22, 15-22) и "The Woman with the Alabaster box" (Матф., 26, 6-13) – по сути, примеры нового жанра, хоровой евангельской притчи, отмеченной строгим, даже аскетичным изложением Евангельского текста на английском языке. В завершении программы – величественный Nunc dimittis, текст которого, взятый из Евангелия давно стал самостоятельной молитвой, занимающей важное место как в католическом, так и в православном ("Ныне отпущаеши") богослужении».
Arvo Pärt. Stabat Mater.
Gloriæ Dei Cantores
Naxos
Арво Пярт (р. 1935) сегодня является одним из самых востребованных современных академических композиторов. За полвека творческой деятельности Пярт обращался к различным жанрам духовной музыки. Это и опусы для православной церкви, и григорианский хорал, и ренессансная полифония. Пярт пишет преимущественно медитативную музыку, в основе которой лежит разработанная им индивидуальная техника композиции – «tintinnabuli». «Я обнаружил, что бывает достаточно, когда красиво сыгран один-единственный тон», – признался композитор. Однако прежде чем он нашел свой оригинальный язык, который исследователи называют также "сакральным минимализмом" или "новой благозвучной музыкой", он экспериментировал с серийностью двенадцати тонов и техникой коллажа.
На диске ансамбля Gloriæ Dei Cantores собраны хоровые опусы композитора для различных составов. Три сочинения для хора a cappella – Peace Upon You, Jerusalem (Мир тебе, Иерусалим) для женского хора с тембрально-высветленным ясным звучанием, а также две партитуры для смешанного хора. Magnificat – построенный на антифонном сопоставлении групп мужского и женского хора и контрастным, наполняющим храмовую акустику полнозвучным фортиссимо в tutti; Nunc dimittis (Ныне отпущаеши) – сосредоточенная атмосферно-звучащая композиция с ламентозными интонациями. Отмечу органично выстроенный ансамблевый баланс и редкие для западных хоров насыщенные басы с отличным профундовым тембром.
Партитура L’abbé Agathon (Аббат Агатон) представлена в третьей редакции 2008 года для струнного оркестра, смешанного хора и двух солистов. Сочинение воскрешает сцену из древней легенды IV века о случайной встрече отшельника Агатона и прокаженного. Изысканная экспрессия французского языка у певцов усиливается тембрами альтов и виолончелей.
Salve Regina (Славься Царица небесная) в первоначальной версии для хора и органа (2001) представляет собой образец исключительно естественного сочетания тембров и погружает слушателей в атмосферу католического собора, где эффект «застывшего» времени становится осязаемо экзистенциальным.
В одном из самых грандиозных хоровых полотен композитора для хора и оркестра Stabat Mater (Стояла Мать скорбящая) переданы и мучительные страдания, и безграничное чувство любви Марии, стоящей у подножья креста, на котором распят её сын.
Ещё до того, как сформировался его оригинальный стиль, Арво Пярт впитывал различные влияния, среди которых оказался и григорианский хорал, услышанный композитором в одном из книжных магазинов по радио. Словно божественное озарение он открыл композитору окно в другой мир. «В одно мгновение стало понятно, насколько глубок и чист этот мир», — говорит он. Постепенно композитор фиксирует в своих дневниках мелодии григорианского хорала, которые впоследствии явились интонационным фундаментом его техники «тинтиннабули». Исследователи нарекли её «теологией», в которой запечатлен процесс поиска правды, красоты, чистоты и заключена метафора единства любви и веры.
Обращение к творчеству Арво Пярта стало закономерным шагом для ансамбля Gloriæ Dei Cantores (дословно: Певцы во Славу Божию), поскольку григорианский хорал является неотъемлемой частью их репертуара и в то же время основой, на которой зиждиться их интерпретация западноевропейской музыки.
Коллектив основан в 1988 году, и за это время участники хора освоили более 200 авторских произведений различных эпох: от средневекового григорианского хорала до сакральных произведений XXI века. В рамках популяризации лучших образцов религиозной музыки несколько лет назад участники коллектива приступили к изучению творческого наследия Арво Пярта под руководством Ричард К. Пагсли, который возглавил коллектив Gloriæ Dei Cantores около 15 лет назад.
Особое погружение в стиль Пярта каждым из певцов создает необыкновенную молитвенную атмосферу при исполнении его музыки: происходит ли это в рамках гастрольных выступлений или серии концертов в Церкви Преображения Господня в Орлеане (США, штат Массачусетс). Их репертуар также включает самые масштабные работы Пярта — Passio и Berliner Mass.
Неоднократно исполняя хоровые сочинения, записанные в этом альбоме, с Камерным хором Московской консерватории, будучи соорганизатором Международного музыкального фестиваля «Зеркало в зеркале», проводимого ежегодно с 2015 года в честь Арво Пярта и его современников, считаю важным рекомендовать данный диск в Вашу фонотеку современной музыки.
Александр Соловьёв
С 27 по 29 сентября 2019 года в Москве пройдёт
Пятый Международный музыкальный фестиваль
«ЗЕРКАЛО В ЗЕРКАЛЕ»
Международный музыкальный фестиваль «ЗЕРКАЛО В ЗЕРКАЛЕ» впервые был организован осенью 2015 года к 80-летию классика современной академической музыки, одного из самых исполняемых в мире композиторов Арво Пярта. Название фестиваля отсылает нас к его известному одноименному произведению «Зеркало в зеркале» («Spiegel im Spiegel»). Символ «зеркала», его значимость в культуре ХХ-XXI века, позволил расширить концепцию фестиваля, сделав его ежегодной панорамой современной музыки.
В этом году фестиваль пройдет уже в пятый раз. Состоится концерт постоянного участника фестиваля – ансамбля Hortus Musicus под руководством Андреса Мустонена – и, как всегда, с необычно выстроенной программой; в Россию приедет специальный гость фестиваля Кадри-Анн Сумера – пианистка, дочь композитора Лепо Сумера (1950–2000), одного из первых советских и эстонских композиторов-минималистов, ученика основоположника эстонской композиторской школы Хейно Эллера (1887–1970) и композитора, профессора Московской консерватории Романа Леденёва (1930–2019). Также традиционно запланирован концерт современной камерной музыки в исполнении эстонских и российских музыкантов, где можно будет услышать сочинения Лепо Сумера, Хейно Эллера, Романа Леденёва и др. Центральным событием фестиваля станет исполнение Симфонии № 4 Арво Пярта оркестром фестиваля «Зеркало в зеркале», дирижер Андрес Мустонен.
Помимо концертов состоится творческая встреча с Кадри-Анн Сумера. Кроме того, в рамках фестиваля в Посольстве Эстонии пройдет выставка по материалам Эстонского музея музыки и театра, посвященная первой постановке балета П.И.Чайковского «Лебединое озеро» в Эстонии.
В фестивале примут участие
Ансамбль Hortus Musicus (Эстония), художественный руководитель Андрес Мустонен
Ансамбль Kammermuusikud (Эстония)
Оркестр фестиваля «Зеркало в зеркале»
Андрес Мустонен (Эстония), Диана Лиив (фортепиано, Эстония), Лехо Карин (виолончель, Эстония), Ольга Воронова (скрипка, Эстония), Кадри-Анн Сумера (фортепиано, Эстония), Мартен Альтров (кларнет, Эстония), Андрей Березин (виолончель, Россия), Денис Голубев (гобой, Россия)
В программе фестиваля
А. Пярт, Л. Сумера, Х. Эллер, Г. Григорьева, Р. Кангро, Р. Леденев, Г. Канчели
Концерты фестиваля состоятся
27 сентября, 20:30 – «Симфония Ангелу Хранителю» – Андрес Мустонен, оркестр фестиваля «Зеркало в зеркале», Андрей Березин – Римско-Католический кафедральный собор Непорочного Зачатия Святой Девы Марии
28 сентября, 15:00 – «Quasi Improvisata» – Концерт современной камерной музыки – Диана Лиив, Лехо Карин, Ольга Воронова, Денис Голубев – Дом-музей Марины Цветаевой
29 сентября, 19:00 – «Рождение Европы» / ансамбль Hortus Musicus, художественный руководитель Андрес Мустонен. В программе: «Турнейская месса» и произведения Лепо Сумера и Раймо Кангро – Кафедральный собор Святых Петра и Павла
Мероприятия фестиваля пройдут
26 сентября – 17 октября – Выставка «Лебединое озеро» в Эстонии» – по материалам Эстонского музея музыки и театра – Посольство Эстонии в России
27 сентября, 15:00 – Творческая встреча с Кадри-Анн Сумера (Эстония) – место проведения будет объявлено дополнительно
Организаторы и поддержка фестиваля
Московская государственная консерватория имени П.И. Чайковского, Посольство Эстонии в Российской Федерации, Фонд развития творческих инициатив, Агентство / proMotion, Студия классической музыки, MTÜ Kammermuusikud, Дом-музей Марины Цветаевой, проект Кафе поэтов
Художественный руководитель фестиваля – Денис Голубев
Официальный сайт фестиваля: www.spiegelimspiegel.ru / www.zerkalovzerkale.ru
Официальная страница в Facebook: https://www.facebook.com/moscowpartspiegel